Фрески

Фрески

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История в картинках

Минойские фрески — это, наверное, самая яркая и самая известная часть культурной мозаики этой цивилизации, дошедшая до нас. В отсутствие переведенных письменных записей подчас именно они являются главным источником информации о жизни в минойских дворцах. Рассматривая изображения из Кноссоса, мы можем попытаться понять, какими были культурные практики, вкусы и даже верования людей, живших более чем три тысячелетия назад.

Неканоническая живопись: чем столь необычны минойские фрески?

Наверное, многие, кто знаком с искусством древнего Египта, замечают схожесть художественного канона минойцев и египтян. Например, плоскостное изображение в пол-оборота, кожа у мужчин обычно красная, у женщин - белая, для изображения металлов приняты такие же, как в Египте,  условности: золото желтое, серебро - синее, а бронза - красная. Таким образом прочтение знаменитой фрески со сценой тавромахии может удивить многих, ведь по цвету кожи прыгунов становится ясно, что в «пляске с быком» участвовали как юноши, так и девушки.

Blue Boy
Knossos frise
Knossos frise pieuvre edit
Minoan Spring Fresco Art Akrotiri
Papyrus fresco on Thera
The Antelopes
The Boxers Fresco
ancient-minoan-the-met-ny-
ancient-minoan-the-met-ny-
gillieron
ladies
palace-knossos-bull-minoan-crete
toreadorfresco

О чем рассказывают фрески?

Фрески используются для украшения стен в Кноссосе практически повсеместно. Они покрывают орнаментом пространство над окнами и дверями, потолки, деревянные балки, а иногда и полы дворцовых комплексов.  Изображены могут быть как абстрактные фигуры и геометрические рисунки, так предметные, размером от миниатюры до полноразмерных живописных «копий» один к одному. Иногда фреска также использовалась для подражания архитектурным особенностям, например, нижние части стен, расписанные «под мрамор». Хотя минойские фрески часто были украшены декоративными границами геометрических рисунков (спирали, диагонали, розетки и «лабиринты»), сама главная фреска порой выходила за их рамки, покрывая несколько стен, окружающих зрителя.

Самыми важными сюжетами настенных росписей можно считать ритуальные шествия, церемонии и, конечно, тавромахию. Самыми знаменитыми можно назвать следующие изображения «Принц с лилиями», «Парижанка», «Тавромахия». Отдельно стоит отметить фрески из Акротири, найденные на Санторини, являющиеся образцом высочайшего искусства. К счастью, раскопки там продолжаются и идет работа по восстановлению новых, ранее не известных широкой общественности древних шедевров.

В этих сценах часто можно увидеть цветы, такие как лилии, ирисы, крокусы, розы и другие растения, такие как плющ и тростник. Религиовед Андрей Борисович Зубов в своих лекциях о религии минойцев подчеркивает, что цветы могут быть ярким маркером того, что важной частью их верований была тема возрождения, отраженная в цветах, как символе.

Минойцы одними из первых в мировой истории изображают красоту природных ландшафтов без присутствия людей, которые, кажется, пронизаны искренним восхищением природой.

Животные тоже занимаю значимое место в художественных сюжетах минойцев Чаще всего они изображаются в естественной среде обитания, например, обезьяны, птицы, кошки, козы, олени, дельфины, рыбы и морские ежи.

Цвет и техника минойских фресок

Изучение минойских фресок с самого начало было делом трудным, поскольку они сохранились фрагментарно, часто до реставрации это были всего лишь мелкие участки площадью в несколько квадратных сантиметров, тем более что и они были очень хрупки. Вопрос обоснованности и достоверности реконструкций также нельзя сбрасывать со счетов, например, ученые до сих пор спорят о правомерности многих действий Артура Эванса, воссоздававшего образ Кноссоского дворца не столько руководствуясь археологической точностью и аккуратностью, сколько собственными идиллическими представлениями.

Но есть объективные характеристики, о которых можно говорить с большой долей уверенности. Например, мы знаем, что минойские фрески создавались слоями. Нижний слой, наносимый на саму каменную стену, состоял из глины с незначительными примесями, в частности, соломы. А уже на подготовленную основу клали непоследственно известь, в составе которой тоже можно найти неожиданные ингредиенты, например, шерсть животных.  Третий слой был тоже известковый, возможно, с добавлением клея, обеспечивающего его бо́льшую прочность.  

Если пользоваться специальной терминологией для обозначения непосредственной техники фрески, то это так называемая buon fresco, то есть настоящая фресковая роспись, когда цветной пигмент наносится на мокрую известковую штукатурку без связующего вещества. В таком случае краска поглощается штукатуркой, надежно в ней фиксируется и не подвержена быстрому выцветанию. Роспись по сухой штукатурке (Fresco secco) также встречается, но используется в основном для отдельных деталей, небольших рельефов, где художник хотел добиться эффекта объемности.

Фрески рассказывают нам, что критянам были известны такие инструменты как циркуль, рисовали они кистями, следы волосков которых можно различить на некоторых изображениях, для раскрашивания фона и больших поверхностей пользовались губками.

Используемые цвета:

  • черный (глинистый аспидный сланец),
  • красный (гематит),
  • белый (гидрат извести),
  • желтый (охра),
  • синий (силикат меди, хотя для синего цвета на саркофеге из Агиа-Триады использована ляпис-лазурь, лазурит),
  • и зеленый (смесь синего и желтого пигментов или непосредственно из малахита).

В других статьях я буду часто возвращаться к теме минойских и микенских фресок, поскольку это самый яркий материал для изучения минойской и микенской культур.


title bgr


 book1Лабиринты времени: Кноссос

Когда я смотрю на минойские фрески, меня не отпускает мысль, что мы нашли и можем увидеть всего лишь ничтожный процент того, что было создано этой удивительной цивилизацией. Реставраторы практически попиксельно восстанавливают красочный слой, сохранившийся на стенах дворцов и домов, но сама эта фрагментарность заставляет фантазировать на тему, что еще могли бы, хотели бы изобразить минойские мастера. Какие обряды или сцены из несомненно существовавшей сложной разветвленной мифологии они могли бы запечатлеть? В седьмой главе герои оказываются на одном из верхних этажей дворца в парадном "Звездном зале", который, как мне кажется, очень даже мог существовать в Кноссосе:

"  – Понравился да? – с нескрываемой гордостью поинтересовался Икар, – наш Звездный зал?

   – Да, он такой… ну прямо, знаешь… – попытался подобать слова Тесей.
   – Так и говори ве-ли-ко-леп-ный, – по слогам отвесила Ариадна.
   – Именно. Понимаешь, мой родной город живет намного более простой жизнью… У нас в Аттике крепкие руки чаще нужны для сбора олив, а не для ратных подвигов. Искусство виноградарства афиняне почитают больше, чем мастерство придворного художника. Мне сложно представить, как можно день за днем проводить здесь, – он окинул взглядам зал, – в окружении всей этой роскоши.
   И Тэс не покривил душой, произнося эти слова. Хотя сначала он и думал о серых квадратах московских панельных новостроек, но потом словно наяву увидел белокаменную цитадель в Афинах на вершине холма, откуда открывался вид на глинобитные дома и поля простого люда. Вспомнил, как прибыл сюда испуганным юнцом, а через какие-то несколько месяцев отплыл, неся на плечах ответственность не только за свой город, но и за все ахейские царства.
   Он почувствовал щемящую тоску по родному дому, но лишь после секундного колебания осознал, что его дом – совсем не там, не за стенами Акрополя, и от этого стало еще больнее. Неужели, если он перестанет вспоминать маму, отца, сестру, родных, друзей, свой город, он окончательно станет этим афинским Тесеем, а вся прошлая жизнь будет казаться ему странным фантастическим сном, каким сейчас кажется этот мир?
   Это все её глаза. Когда критская принцесса смотрит вот так – пристально, внимательно, чутко, он словно проваливается в её реальность. Будто частичка его стремиться слиться со всем этим: с Кноссоским дворцом, его запутанными лабиринтами и таинственными ритуалами; с воинственными ахейцами, скачущими на своих конях по бескрайним полям Древней Греции, и с Тесеем – настоящим героем мифов, память о котором переживет тысячелетия.
   – Я сама его очень люблю, наш Звездный Зал – продолжала Ари, немного смущенная его откровенностью, – прихожу сюда иногда, подумать, на небо посмотреть. Осенью особенно красиво, когда ляжешь на скамью и видишь, как звезды падают, а за ними – тоненькие серебристые следы, будто слезы.
   – Ничего в них печального нет, звезды – это же как сигнальные костры для моряков ночью. Не зря нас дидакт Нестор их зубрить заставляет, – высказал свое, как всегда рациональное, мнение Икар.
   – Наверное, – откликнулась Ари без особого интереса. Ей нравились не объяснения придворных астрологов о том какое созвездие, когда и через какие фазы проходит по небосклону, а легендарные и мифические истории, о том, как они появились.
   Например, Козерог – это божественная коза Амалфея со своими козлятами, вскормившая Дия на в пещере горы Иды, за что Всевышний и вознес их на небеса; телец – священный бык, в которого обратился Дий, переправляя праматерь Европу через море; или вот Волопас Триптолем, которого сама Великая Матерь Деметра научила как пахать землю, сеять зерно и собирать урожай. Каждое созвездие было для Ари историей – рассказом о любви и ненависти, храбрости и трусости, геройстве и бесчестии.
   Ребята зашли в полутемный зал, прихватив из коридора пару глиняных масленых лампад в форме птиц: ручки-распушенные хвосты, тело-емкости для масла и головы с чуть вздернутым кверху клювом, в котором горит огненный язычок фитиля. Птицы порхали в руках пришедших от одного стоящего на полу вдоль стен светильника к другому.
   Напольные светильники разгорались постепенно, ведь из большого круглого желоба могло вести до ста маленьких фитилей, расположенных по всему его периметру. Зато потом эти солнца на ножках давали столько света, что можно было рассмотреть все детали.
   Надо сказать, что Звездный зал и впрямь был очень впечатляющим. Он располагался в западной части, на третьем, самом высоком этаже Кноссоса. Каменная крыша занимала всего треть зала, спускаясь к полу массивными деревянными колоннами с круглыми шапками капителей. Под этим карнизом во время пиршеств стоял царский трон и стол, за которым сидели приближенные царедворцы, жрицы и высочайшее семейство.
   Стена под крышей за спиной у минойского правителя была расписана ярко-желтыми волнами Вечного моря, моря жизни, как называли его критяне. Посреди золотисто-пенных валов, которые, казалось, готовы обрушиться внутрь зала, возвышался величественный корабль. На нем, на барельефно выступающей фреске, стоял царь в ритуальном облачении в сопровождении прекрасного грифона – животного с головой и крыльями орла, но с телом льва. Так критские живописцы традиционно изображали окрыленных богиней жриц, потому что они должны были зорко, как орлы, следить за исполнением священных заветов и яростно, как львицы, защищать царя и Крит от любых темных сил. А Ида говорила, что в былые времена верховные жрицы и впрямь могли оборачиваться грифонами.
   Остальные стены зала по периметру покрывала чудесная роспись «Шествия к Заморью». Если смотреть на композицию со стороны царского трона, казалось, что изображенные на стенах духи, нимфы, люди, животные и другие существа как будто входят в двери и торжественной процессией тянутся по обеим стенам к кораблю. Под ногами у них шелестит трава и склоняют голову красочные цветы, а разноцветные бабочки, пчелы, стрекозы и другие насекомые порхают между ними в своем нескончаемом танце."

О проекте KnossosLab

На данный момент KnossosLab - это проект одного человека, решившего собрать в одном месте всё самое важное и интересное о минойском Крите.

KnossosLab на Facebookfacebok

 

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик
  • И, конечно, не стесняемся, ПОМОГАЕМ МАТЕРИАЛЬНО!

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2017 - 2018. Все права защищены

Search