Фрески

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

История в картинках

Минойские фрески — это, наверное, самая яркая и самая известная часть культурной мозаики этой цивилизации, дошедшая до нас. В отсутствие переведенных письменных записей подчас именно они являются главным источником информации о жизни в минойских дворцах. Рассматривая изображения из Кноссоса, мы можем попытаться понять, какими были культурные практики, вкусы и даже верования людей, живших более чем три тысячелетия назад.

Неканоническая живопись: чем столь необычны минойские фрески?

Наверное, многие, кто знаком с искусством древнего Египта, замечают схожесть художественного канона минойцев и египтян. Например, плоскостное изображение в пол-оборота, кожа у мужчин обычно красная, у женщин - белая, для изображения металлов приняты такие же, как в Египте,  условности: золото желтое, серебро - синее, а бронза - красная. Таким образом прочтение знаменитой фрески со сценой тавромахии может удивить многих, ведь по цвету кожи прыгунов становится ясно, что в «пляске с быком» участвовали как юноши, так и девушки.

Blue Boy
Knossos frise
Knossos frise pieuvre edit
Minoan Spring Fresco Art Akrotiri
Papyrus fresco on Thera
The Antelopes
The Boxers Fresco
ancient-minoan-the-met-ny-
ancient-minoan-the-met-ny-
gillieron
ladies
palace-knossos-bull-minoan-crete
toreadorfresco

О чем рассказывают фрески?

Фрески используются для украшения стен в Кноссосе практически повсеместно. Они покрывают орнаментом пространство над окнами и дверями, потолки, деревянные балки, а иногда и полы дворцовых комплексов.  Изображены могут быть как абстрактные фигуры и геометрические рисунки, так предметные, размером от миниатюры до полноразмерных живописных «копий» один к одному. Иногда фреска также использовалась для подражания архитектурным особенностям, например, нижние части стен, расписанные «под мрамор». Хотя минойские фрески часто были украшены декоративными границами геометрических рисунков (спирали, диагонали, розетки и «лабиринты»), сама главная фреска порой выходила за их рамки, покрывая несколько стен, окружающих зрителя.

Самыми важными сюжетами настенных росписей можно считать ритуальные шествия, церемонии и, конечно, тавромахию. Самыми знаменитыми можно назвать следующие изображения «Принц с лилиями», «Парижанка», «Тавромахия». Отдельно стоит отметить фрески из Акротири, найденные на Санторини, являющиеся образцом высочайшего искусства. К счастью, раскопки там продолжаются и идет работа по восстановлению новых, ранее не известных широкой общественности древних шедевров.

В этих сценах часто можно увидеть цветы, такие как лилии, ирисы, крокусы, розы и другие растения, такие как плющ и тростник. Религиовед Андрей Борисович Зубов в своих лекциях о религии минойцев подчеркивает, что цветы могут быть ярким маркером того, что важной частью их верований была тема возрождения, отраженная в цветах, как символе.

Минойцы одними из первых в мировой истории изображают красоту природных ландшафтов без присутствия людей, которые, кажется, пронизаны искренним восхищением природой.

Животные тоже занимаю значимое место в художественных сюжетах минойцев Чаще всего они изображаются в естественной среде обитания, например, обезьяны, птицы, кошки, козы, олени, дельфины, рыбы и морские ежи.

Цвет и техника минойских фресок

Изучение минойских фресок с самого начало было делом трудным, поскольку они сохранились фрагментарно, часто до реставрации это были всего лишь мелкие участки площадью в несколько квадратных сантиметров, тем более что и они были очень хрупки. Вопрос обоснованности и достоверности реконструкций также нельзя сбрасывать со счетов, например, ученые до сих пор спорят о правомерности многих действий Артура Эванса, воссоздававшего образ Кноссоского дворца не столько руководствуясь археологической точностью и аккуратностью, сколько собственными идиллическими представлениями.

Но есть объективные характеристики, о которых можно говорить с большой долей уверенности. Например, мы знаем, что минойские фрески создавались слоями. Нижний слой, наносимый на саму каменную стену, состоял из глины с незначительными примесями, в частности, соломы. А уже на подготовленную основу клали непоследственно известь, в составе которой тоже можно найти неожиданные ингредиенты, например, шерсть животных.  Третий слой был тоже известковый, возможно, с добавлением клея, обеспечивающего его бо́льшую прочность.  

Если пользоваться специальной терминологией для обозначения непосредственной техники фрески, то это так называемая buon fresco, то есть настоящая фресковая роспись, когда цветной пигмент наносится на мокрую известковую штукатурку без связующего вещества. В таком случае краска поглощается штукатуркой, надежно в ней фиксируется и не подвержена быстрому выцветанию. Роспись по сухой штукатурке (Fresco secco) также встречается, но используется в основном для отдельных деталей, небольших рельефов, где художник хотел добиться эффекта объемности.

Фрески рассказывают нам, что критянам были известны такие инструменты как циркуль, рисовали они кистями, следы волосков которых можно различить на некоторых изображениях, для раскрашивания фона и больших поверхностей пользовались губками.

Используемые цвета:

В других статьях я буду часто возвращаться к теме минойских и микенских фресок, поскольку это самый яркий материал для изучения минойской и микенской культур.

Tags: ,