Керамика

Керамика

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Не просто посуда: чем интересна минойская керамика

Керамика, дошедшая до нас со времен минойской и микенской цивилизаций не только прекрасна с эстетической точки зрения, как вид искусства, но и может немало рассказать о развитии художественных традиций в данном регионе, а также о технике, особенных отличительных чертах гончарного мастерства древних критян.  Глиняные сосуды минойского производства являлись весомой частью экспорта древней цивилизации, их находят на территории современного Египта и Сирии, материковой Греции, Кипре и Кикладских островах.

Многие сосуды дошли до нас потому, что являлись частью погребального инвентаря в захоронениях. Часто они были заполнены маслом и благовониями.

Гончарным ремеслом жители Крита занимались, что называется, испокон веков, и первые образцы керамики ученые относят к эпохе неолита, а систематическое появление образцов одной техники и стиля приходится на стародворцовый период. Интересно, что именно обилие находок керамики и их стилистическая характерность даже сподвигли Артура Эванса разработать систему датировки минойской культуры, основываясь на типах керамических изделий.  

Я же остановлюсь лишь на нескольких характерных стилях, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше показывают эволюцию эстетических пристрастий, вкусов минойцев. Ведь керамика показывает, что в то или иной период времени они считали красивым, достойным материального воплощения.  Это особенно важно в свете понимания того, что весомая часть найденной археологами керамики имела ритуальное значение, а значит осмыслялась не только и не столько в утилитарном смысле, как посуда для еды и питься, сколько как часть сложной системы религиозных символов.

Ритуальная керамика: ритон, кернос, ларнак

Ритуальная керамика: ритон, кернос, ларнак

Во всяком случае это с уверенностью можно утверждать относительно ритонов и керносов, специальных сосудов для возлияний и подношений, выполненных чаще всего в форме голов животных, например, быка, и, конечно, ларнаков - глиняных эквивалентов современных гробов.

Основные стили минойской керамики

Фото в стиле пиргос

Стародворцовый период подарил нам такие стили как: Пиргос (названия стилей даны по местам первых находок) с одноцветной - черной, серой или коричневой поверхностью; стиль Агиос-Онуфриос с линейным орнаментом коричневого цвета на светлом фоне, стиль Василики с полихромией, обусловленной нарочито неоднородным обжигом, и «Белый стиль», который состоит в белом орнаменте на черном фоне.

Среднедворцовый период ознаменовался появлением сосудов стиля Камарес, которые изготовлялись в Кноссе и Фесте. Они отличаются не только удивительной техникой исполнения (стенки некоторых ваз и чаш настолько тонки, что сравнимы с яичной скорлупой и выделяются в отдельную подкатегорию), но и полихромным живописным декором. Округлые симметричные формы ваз стиля Камарес расписаны сложными узорами из волнообразных линий, розеток, спиралей, сеток и др., нанесенных на темный фон красной, белой и коричневой красками.  

Керамика в стилях камарес и Barbotine

Керамика в стилях камарес и Barbotine

Иногда встречаются необычные сосуды с накладными рельефными декоративными элементами, такие как нежно любимый мной кубок с накладными белыми цветами из Ираклионского археологического музея.

В тот же период появляются интереснейшие сосуды стиля Barbotine (в русском переводе мне этот стиль встречался как «шестерни», что звучит, конечно, кривовато). Характерной особенностью декора этих изделий являются шиповидные выпуклости, которые создают еще в процессе лепки сосуда.

Растительный и морской стили минойской керамики

Растительный и морской стили минойской керамики

В следующий, новодворцовый период превалирует тенденция к изображению природы, проявившаяся уже в сосудах стиля Камарес. Формируются утонченные, невероятное гармоничные «растительный» и «морской» стили. Здесь уже абстрактные орнаментальные элементы занимают подчиненное положение по отношению к центральным образам, изображающим растения и животных из морского мира. Осьминоги, рыбы, наутилусы, морские звезды, моллюски, папирусы, лилии, ирисы изображаются столь искусно и живо, что даже по прошествии тысячелетий эти линии приводят в восторг и трепет, по крайней мере меня=).

Формы минойской керамики

Кубки, кувшины, шкатулки, «чайники», «фруктовницы», скифосы, пифосы больших и малых размеров, кратеры - таковы особенно часто встречающиеся виды керамики. В представленных таблицах форм вы можете увидеть какие из них преобладали в определенные исторические периоды.

Формы минойской керамики

Новодворцовый период считается временем расцвета критской керамики, которая представлена великолепными образцами «дворцового стиля», которые обнаружены в Кносском дворце: растительный декор здесь упорядочен геометрической схематизацией, которая, однако, не ограничивает фантазию, великолепие и разнообразие извилистого рисунка.


title bgr


 book1Лабиринты времени: Кноссос

Меня, как можно было заметить по тону представленной выше статьи, минойская керамика приводит в полный восторг, что не могло не найти отражения в «Лабиринтах времени». Не думаю, что имеет смысл цитировать всю одиннадцатую главу, где главные герои встречаются с дактилями, а приведу лишь момент, когда гончарных дел мастер Ангион создает чаши для их небольшого лесного пира:

Ангион достал откуда-то из-за пазухи коричневый порошок и высыпал его горкой прямо на пень. Потом в его руке появилась кожаная фляга с водой, которую он молниеносным движением плеснул на сыпучее вещество и начал месить получившееся «тесто». «Так это глина!» — догадалась Ари.

Дактиль принялся стремительными движениями мять, вытягивать, кидать о поверхность древесного стола получившийся глиняный ком, который всё рос и увеличивался на глазах. При этом он чистым звонким голосом запел песенку с ритмичным незатейливым мотивчиком:

Хочешь пить, хочешь есть,

В доме не на что присесть

Для всего сгодится глина,

Плоть земли, как она есть.

 

Миски, плошки, чашки, блюдца,

Или кружки, что всё бьются,

Толстый кратер для вина,

Глина для всего годна.

 

Ойнохойа для застолья,

Фиала – богам пристойна,

Пифос для олив и масла,

Ваза для цветов прекрасных.

 

Кернос нужен царским жрицам,

Племохойя — для царицы,

Канфар самому царю,

Я при встрече подарю.

Гидрию водой наполним,

Или жребий в ней исполним,

Черпаки и сито тоже,

Мы из глины сделать сможем.

 

Хочешь ящик, хочешь стол,

Ванну, для бобов котел,

Блюдо, соусник, поднос,

Был бы только в людях спрос.

 

Замешаем, раскатаем,

Слепим, вытянем, поправим,

Выйдет все, что людям нужно,

А теперь запели дружно!

И все дактили подхватили песенку, начав с первого куплета:

 

Хочешь пить, хочешь есть,

В доме не на что присесть

Для всего сгодится глина,

Плоть земли, как она есть!

В завершении Ангион разделил ком на множество неравных кусочков и вовсе опустил руки, предоставив материалу самому решать, во что он хочет воплотиться. Маленькие части растеклись по столу и остановились каждый напротив одного из участников застолья. Комья начали формироваться, расти, становясь чем-то совсем новым.

Глина не подвела своего творца и на глазах ребят превратилась в тринадцать чашек, каждая из которых была непохожа на предыдущую и формой, и отделкой. Куски побольше стали несколькими блюдами, тарелками и пузатым кувшином. Ангион что-то шепнул, и вся посуда вспыхнула ярко-красными огненными искорками, затвердела, как будто обожглась в лучшей дворцовой гончарной печи. Хотя куда там кноссоским мастерам до дактиля!

Настал черед его жены, Ангионы, хотя по имении её никто не называл, Ари догадалась, что у всех дактилей женские имена были аналогичны мужским, или наоборот. Её лицо, как и у мужа, было покрыто жизнерадостными веснушками, а в уголках губ прятался смех, готовый в любой миг вырваться наружу. Терракотово-рыжие волосы её были заплетены в несколько толстых кос и уложены вокруг головы словно массивная драгоценная корона. Ангиона цветастым вихрем пронеслась по кругу, оставив на каждом предмете посуды чудесную роспись, подчеркивающую красоту его формы и украшающую содержание.

О проекте KnossosLab

На данный момент KnossosLab - это проект одного человека, решившего собрать в одном месте всё самое важное и интересное о минойском Крите.

KnossosLab на Facebookfacebok

 

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик
  • И, конечно, не стесняемся, ПОМОГАЕМ МАТЕРИАЛЬНО!

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2017 - 2018. Все права защищены

Search