Глиптика

Резные каменные печати минойской и микенской цивилизаций

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Геммы: каменные «подписи» бронзового века

Искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, то есть глиптика, является вторым по значимости источником информации о минойской цивилизации. А по количественному показателю найденных артефактов этот вид произведений искусства сильно опережает любые другие археологические находки на Крите.

Большое количество печатей или, как принято называть их в англоязычной терминологии, sealstones, объясняется в первую очередь тем, что они выполняли очень важную функцию и были широко распространены в минойском обществе. По сути эти маленькие геммы были эквивалентом личной подписи. Их носили на кожаном или текстильном шнурке на запястье или на шее, чтобы, например, любой мастер мог маркировать свою продукцию, подписать договор или пометить товар. Так могли «запечатываться» двери и сундуки, глиняные сосуды с вином, маслом или косметикой.  Особенно распространены каменные геммы или золотые ювелирные украшения схожей функциональности были среди придворных, чиновников, высших слоев минойского общества. Это круглые, овальные, миндалевидные и даже цилиндрические геммы из разных материалов: кости, стеатита, полосатого агата, оранжевого сердолика, гематита, яшмы, халцедона, лазурита, горного хрусталя, аметиста, обсидиана и других.

Самые ранние образцы подобных печатей найдены на территории Месопотамии и относятся к Халафской культуре (6100  - 5100 лет до н.э.), а самыми известными широкой публике являются, конечно, египетские скарабеоиды. Что касается территории современной Греции, самые древние геммы были найдены в так называемом «Доме с черепицей» в Лерне (2500—2300 гг. до н. э.), который, возможно, было дворцом или административным центром того периода, когда до прихода ахейцев здесь обитали пеласги и минийцы (не опечатка, не путать с минойцами=).  

Минойские геммы: застывшая красота момента

Минойские геммы, особенно среднеминойского и позднеминойского периодов, когда мастерство резчиков достигло своего расцвета, можно назвать миниатюрными картинами, запечатлевшими важные для их обладателей темы и сюжеты.

В Собрании  минойских и микенских печатей Института классической археологии Гейдельбергского университета, к которой я  настоятельно призываю обратиться всех интересующихся культурой древнего Крита, представлены прорисовки удивительно тонких, реалистичных и эмоционально наполненных  печаток. Сюжеты часто связаны с природой — это животные, растения, травы и элементы пейзажа, но также часто встречаются и сцены с участием людей – танцы, ритуалы, шествия, знаменитая тавромахия и даже сцены битв, а многие геммы испещрены до сих пор не расшифрованными иероглифами.

 

SCI-WARRIOR3-master
aheytsy small
cat
dolphins
eagle
fish
fittosize  182 182 cc514c57b1877ed9a4edb036221e582f vi 183
image (19)
image (20)
image (4)
image (72)
image (99)
krokus
lev

Несколько прорисовок минойских и микенских гемм из Собрания минойских и микенских печатей Академии наук и литературы в Майнце

Например, главным открытием 2017 года можно считать гемму из Пилоса, на которой изображена схватка двух воинов в манере настолько совершенной и высокохудожественной, что сложно поверить в то, что этой находка датируется 1400-1500 гг. до н.э. Если вся красота артефакта может быть рассмотрена только при многократном увеличении фотокамеры или через фотомикроскоп, то каким же был уровень мастерства резчика, ведь некоторые детали геммы размеров всего в полмиллиметра.

Камни говорят

Научное сообщество до сих пор активно изучает уже найденные геммы, в то время как раскопки поднимают на свет новые образцы. Многие изображенные на них картины позволяют нам чуть лучше понять культуру, создавшую столь удивительные произведения.

Как отечественные, так и западные миноисты находятся в постоянном поиске объяснений того или иного сюжета, той или иной детали. Например, в библиотеке материалов вы можете ознакомиться со статьей Ю.В. Андреева «Минойские божества смерти на цилиндрической печати из Астракуса», в которой автор выдвигает довольно интересные гипотезы касательно смысла сложной композиции, изображенной на гемме.

Интересно, что одним из первых ученых, заинтересовавшихся маленькими камушками с непонятными надписями, которые критские женщины носили в качестве амулетов и называли «молочными камнями», был Артур Эванс. Он обратил внимание на эти артефакты еще в Великобритании, а в Афинах начал скупать все образцы не идентифицированной до той поры глиптики. Прибыв на Крит, он узнал, что местные матери носят такие камни на шее, веря, что они якобы не дадут пропасть грудному молоку. С тех пор он начала настоящую охоту за минойскими геммами, скупал их по всему острову, благо крестьяне часто находили их в земле, или хотя бы упрашивал владельцев дать возможность перерисовать изображение, сделать его слепок. Только в 1900 году, в ходе раскопок Кноссоского дворца стало понятно истинное предназначение этих загадочных резных камней.


title bgr


 book1Лабиринты времени: Кноссос

Печатка из древнего Кноссоса - один из главных, сюжетообразующих артефактов в моем тексте. С нее и начинаются все приключения Тесея в первой главе:

"Тем не менее, вчера, например, выдался неплохой день. Мама потащила их с сестрой в Кноссос, дворец легендарного критского царя Миноса, где, согласно мифам, и происходила вся эта история с Ариадной, Минотавром и тем самым афинским Тесем, чей образ, похоже, будет преследовать Тэса всю жизнь.

   Елена Александровна действительно увлекательно и со знанием дела рассказала детям об этом древнем сооружении. Оказалось, что Кноссос, самый большой известный ныне дворец минойского мира, был построен как минимум в середине второго тысячелетия до нашей эры, это же какой-нибудь восемнадцатый-семнадцатый век до нового времени, а такой масштаб. Три-четыре надземных и как минимум два подземных этажа, полторы тысячи залов и комнат – Петергофу и не снилось!
   Они долго бродили по территории, разглядывая восстановленные объемные фрески, изображавшие сцены дворцовых церемониалов и знаменитую тавромахию, так называемые игры с быками, где юноши и девушки прыгали через спину разъярённого, увенчанного смертоносными рогами животного. Насте, конечно, больше всего понравилась ванная царицы. Там на стенах были нарисованы ее любимые дельфины и рыбки – целое подводное царство.
   Вся семья уже направлялась к выходу, когда Тэс ненадолго задержался, разглядывая бассейн для омовений, и заметил цветное пятнышко, выглядывающее из щели между камнями кладки.
   Он наклонился, поднял маленький округлый предмет, счистил с него пыль, и в его руках оказался ярко-синий камушек овальной, как зерно, формы с горизонтальным отверстием для шнурка. На внешней стороне был вырезан корабль, похожий на те, что можно видеть в книжках о древних мореплавателях – с одной мачтой, широким парусом и пятью парами весел по борту, а какие-то большие рыбы плыли в волнах рядом с судном.
   Когда за день до этого они были в Археологическом музее Ираклиона, Елена Александровна рассказывала детям, что вырезание вот таких вот камушков было чуть ли не самым популярным видом минойского искусства, по крайней мере до нас дошли сотни таких печаток. А все потому, что большинству древних критян эти геммы были совершенно необходимы в повседневной жизни.
   Ими пользовались как подписями и носили нанизанными на повязанный на руку шнурок или как медальон на шее, чтобы всегда иметь возможность поставить свой оттиск на глиняных табличках или восковых печатях.
   Например, любой ремесленник, охотник, крестьянин, рыболов или винодел всегда мог отметить своим знаком качества отправляемую во дворец или на продажу партию товара, что уж говорить о купцах и служащих, которым без таких «экслибрисов» было и вовсе не обойтись.
   Тогда Тэс подумал, что эту безделушку потерял здесь какой-нибудь незадачливый турист. Может быть, это был брелок или местный сувенир, копирующий стиль древних минойских мастеров. Он машинально сунул гемму в карман и поспешил за мамой и сестрой.
   Теперь, сидя на палубе катера, он задумчиво вертел синий, как застывшая морская капля, камень на запястье, куда надел его как обычную «фенечку» на кожаном шнурке, то и дело проводя по линиям резного рисунка большим пальцем. Он запомнил наощупь каждую черточку корабля и уже успел привязаться к этой простенькой вещице. «Что ж, у многих спортсменов бывают талисманы. Пусть и у меня будет свой» – думал парень, продолжая поглаживать рисунки на камне".

 

 

О проекте KnossosLab

На данный момент KnossosLab - это проект одного человека, решившего собрать в одном месте всё самое важное и интересное о минойском Крите.

KnossosLab на Facebookfacebok

 

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик
  • И, конечно, не стесняемся, ПОМОГАЕМ МАТЕРИАЛЬНО!

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2017 - 2018. Все права защищены

Search