Одежда

Одежда минойцев и микенцев

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Когда в начале XX века команда сера Артура Эванса нашла первые фрески в Кноссосе, сам исследователь и всё научное сообщество того времени были поражены тем, насколько высокоразвитой оказалась доисторическая цивилизация, названная впоследствии минойской.  Открывшиеся на стенах дворца фрески изображали мужчин и женщин в разнообразной изысканной одежде, с прическами и макияжем, что совершенно не соответствовало образу людей бронзового века. Со временем стало ясно, что именно в этой культуре находятся истоки многих явлений, прославивших классическую Древнюю Грецию, в том числе и высокий, подчиненный особым правилам, эстетический канон.

Ткани были в основном льняные и шерстяные, также для изготовления одежды использовалась выделанная кожа. Цветовая гамма одежды была весьма разнообразна, если не сказать пестра. Растительные красители позволяли окрашивать изделия в красный, синий, желтый, коричневый, зеленый, черный цвета, а также их оттенки. На одежде часто присутствует растительный орнамент, украшения из перьев.

Женщина: мать, богиня, воплощенная красота

Изображения женщин, которые мы находим на фресках, печатях, посуде и украшениях, показывают нам с одной стороны образы удивительной утонченной красоты, с другой — грозные фигуры жриц и богинь, исполненные неженской силы и мощи.  Они облачены в одежды, которые   разнятся в зависимости как от исторической эпохи, так и от контекста изображаемых сцен.

IMG 20180126
IMG 20180126

Конечно, самыми знаменитыми женскими образами, дошедшими до нас от минойцев, можно считать «богинь со змеями» — несколько статуэток, найденных в Кноссосе. Эти фаянсовые фигурки датируются примерно 1600 г. до н.э, а вместе с ними в тайнике были обнаружены и полуистлевшие остатки одежды, поясов. Существует также несколько похожих по иконографии статуэток из глины,  бронзы и слоновой кости.

snakegoddes1 snakegoddes2

 Богини со змеями, ок.1650 - 1550 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона

Стоит обратить внимание на то, что все минойские изображения женщин очень близки к современному идеалу красоты: длинные волосы, большие глаза, тонкая талия, округлые бедра и пышная грудь. Никакой утонченной субтильности, как в Египте того же времени. И одежда, как ритуальная, так и повседневная, сильно отличается от простых, свободных, облегающих фигуру нарядов из плиссированного белого льна, какие мы видим у жителей Нильской долины.

Минойские женщины носили одежду с достаточно сложным кроем: колоколообразные юбки с множеством горизонтальных оборок, кофты с корсажем или на подобие болеро, затянутые на талии и под грудью пояса, передники, цельнокроеные платья. Такая мода типологически ближе к шумеро-аккадским и вавилонским образцам, известным науке по изображениям примерно того же исторического периода, например, Инанна (Иштар) довольно часто предстает в похожих многоярусных складчатых одеяниях (см. ккартинки ниже).

Ishtar Eshnunna

Ishtar 2 seated woman Mari

Слева направо: Вавилонский теракотовый рельеф из Эшнуны, нач. 2 тыс. до н.э., Богиня с вазой из Мари (Сирия), XVIII век до н.э., Алебастровая стауэтка из Мари, 2645-2460 гг. до н.э.

Минойский и микенский варианты женского костюма

Видимо, вариант женского наряда, зафиксированный в образе «Богинь со земями» либо более древний и относится к собственной минойскому периоду, либо сугубо ритуальный, поскольку чаще мы встречаем изображения юбок с поперечными полосами из нескольких, расширяющихся книзу клиньев, как на фресках из Акротири.

 

Существует даже предположение, что на микенских фресках мы видим женщин, облаченных в нечто наподобие штанов, но, к сожалению, я слишком далека от истории моды и мало что понимаю в специфике кроя, чтобы с уверенностью судить о правдоподобности этого предположения.

О специфике микенского костюма неплохо рассказано в представленном ниже ролике, где также собраны варианты «живых» реконструкций женской одежды, что позволяет наглядно увидеть отличия.   

Минойская одежда

Реконструкция минойского и микенского вариантов женской одежды

Ритуальная и повседневная одежда

Еще мне кажется важным обратить внимание на то, что по большей части на фресках и печатях изображаются женщины во всей своей ритуальной красе, а не в повседневной жизни. Скорее всего это богини или жрицы, поэтому вполне возможно, повседневный костюм минойских женщин сильно отличался от этого варианта.

Например, логика подсказывает нам, что ходить в тяжелых многослойных юбках и с открытой грудью было не то чтобы очень удобно и, возможно, эти наряды надевали для исполнения ритуалов, связанных с культом Богини-матери. Тем более что в большинстве архаических культур ярко выраженная женская грудь и гипертрофированно «плодородные» формы присущи главным женским божествам.

С другой стороны, у нас есть несколько примеров женщин, показанных в более обычных платьях, в том числе, глиняная статуэтка на кочелях (хоть и довольно поздняя), где женская фигурка изображена в простом платье до колен.

 SwingФигурка "Качели" из Агиа Триады, 1500 - 1450 гг. до н.э.

 

Прически

Минойские и микенские женщины уделяли много внимания волосам, они носили разнообразные прически, украшая повязками, лентами и золотыми заколками. Богатые придворные дамы, конечно, имели диадемы и венцы.

womens hair styles from frescoes hairstyles
Прорисовки причесок с фресок в Кноссосе, Тиринфе и Акротири Головы теракотовых фигурок, ок.1650 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона

 

 Мужчина: служитель, воин, царь

Хотя изображений мужчин до нас дошло несколько, можно заметить, что стандарты мужской красоты в минойском мире разительно отличаются от не выходящей из моды брутальной маскулинности. Фигуры мужчин  — стройные, вытянутые, с широкими плечами и тонкой талией. Длинные волосы спадают на плечи, а бороды и даже щетина на лице отсутствуют.

Эту часть мужского гардероба можно назвать чем-то средним между шортами и повязкой-схенти египтян. Иногда набедренник  короче спереди, а сзади спадает в виде клина, но на фресках из Кноссоса также нарисованы модели наподобие юбок с удлиненным передним краем. А на фреске «Принц лилий» левая нога юноши обнажена, а правая прикрыта в верхней часть набедренной конструкции.

 

'prince of the lillies'
IMG 20180123
IMG 20180126
IMG 20180126
IMG 20180126
IMG 20180126
IMG 20180126
IMG 20180126
Minoan painting of servants at Knossos
detail from the Stiersprung fresco of a bull leaper, 1600-1450 bce
fresco at Knossos of servant with blue vessel
z1 (1)
z1 (2)
z1 (3)
z1 (4)

Как это часто бывает, мужской костюм несколько более просто и функционален – это разнообразные набедренные повязки, иногда с богатой отделкой, плащи-накидки.  Также изображения, например, на саркофаге из Агиа-Триады фиксируют ритуальные одеяния в виде длинных юбок или плетеные коконообразные конструкции, как на каменной вазе со сценой Жатвы.

 

Ну и напоследок – несколько современных прорисовок того, как могла выглядеть одежда минойцев и микенцев.

О проекте KnossosLab

KnossosLab - это проект Евгении Козловской о минойском Крите и о крито-микенской цивилизации.

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2023. Все права защищены

Search