Талоc – «медный трижды гигант» острова Крит

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В истории древних цивилизаций есть множество тем, касаясь которых можно начинать речь с фразы «мы никогда не…», потому что мы и правда никогда не услышим минойскую или древнеегипетскую речь, никогда не узнаем как звучала древняя музыка и не увидим, как в действительности выглядела тавромахия. К этой же печальной категории гипотетических знаний можно отнести и минойскую скульптуру.  

Делали ли минойцы статуи?

Ни в Кноссосе, ни в других дворцах мы не находим гигантских каменных изваяний и барельефов, как в Египте и Месопотамии. Бронзовые и терракотовые статуэтки довольно малы и не тянут на гордое звание статуй, хотя и очень интересны для изучения.  

Но существуют некоторые, хоть и очень скудные, археологические находки, позволяющие нам предположить, что крупная скульптурная форма на Крите все-таки существовала. Во-первых, это найденные в Кноссосе выточенные их камня волосы, которые могли надеваться на деревянные или глиняные скульптуры, не дошедшие до нас по объективным причинам, ведь эти материалы намного более хрупкие. В последнюю поездку в Ираклионском музее я обнаружила второе подтверждение этой теории — внушительного размера глиняные ноги из святилища в Арханесе. Они также могли быть частью большого деревянного изображения юного царя-жреца, аналогично знаменитой фигурке куроса из Палеокастро, о которой я обязательно расскажу поподробнее отдельно.

Ну и еще одна причина моих смелых выводов о наличии у минойцев скульптуры, это, конечно, мифология. В цикл критских мифов входит сюжет о бронзовом воине Талосе, которого Зевс подарил Европе для защиты острова. Этот страж трижды в день обегал остров и метал камни в неприятельские корабли, завидев их на горизонте, или, по другой версии, раскалялся и сжигал их в своих объятиях. По Симониду Кеосскому он даже, злобно смеясь, сжег таким образом сардинцев и от этого якобы произошло выражение «сардонический смех».

Апполоний Родосский называет Талоса последним из «медных ясенеродных», в Орфической Органвтике он  именуется «медным трижды гигантом» . По преданию, единственным местом, куда его можно было ранить, была пятка, где находилась жила, наполненная ихором (кровью богов). Умирает он либо обманутый Медей, вытащившей медный гвоздь, закрывающих эту жилу, либо сраженный стрелой в пятку. На картинке ниже — монетка с Талосом, родом, кстати, из Феста.

Мне кажется, на основании этого мифа тоже можно предположить существование на Крите хотя бы одной большой бронзовой статуи, производившей неизгладимое впечатление на иностранцев и породившей эти мифы. Была ли она уничтожена намеренно в ходе какой-нибудь религиозной реформы по типу эхнатоновской, либо переплавлена на мечи, как в современной истории «колокола на пули», остается только гадать. А вот небольшие бронзовые статуэтки найдены в достаточном количестве, чтобы утверждать, что традиция бронзового литья человеческих фигур у минойцев точно существовала.

Tags: