Кикладская культура

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кикладские идолы

Еще одна культура, следы которой постоянно находят при раскопках минойских дворцов и поселений на Крите, называется кикладской. Такое наименование, как несложно догадаться, происходит от названия Кикладского архипелага островов, где располагались её очаги (греч. Κυκλάδες, Кикладес — «лежащие кругом»).  В него входит более 200 островов, но самые крупные и интересные на мой взгляд, это Парос, Наксос, Миконос, Андрос, Кернос и, конечно, Санторини.

Когда я впервые приехала на Парос лет шесть назад, меня удивили необычные мраморные фигурки (точнее копии найденных археологами фигурок) в местных сувенирных магазинчиках. Монохромные, лаконичные, андрогинные, они скорее походили на произведения из музеев современного искусства, чем на древние артефакты. Оказалось, что островная кикладская культура возникла раньше минойсокой и просуществовала до 14 века до н.э, когда была полностью вытеснена микенской экспансией.

Однако, эта культура подарила нам так называемых «кикладских идолов», которые, благодаря отказу древних мастеров от натуралистичности, близки современному представлению о красоте в скульптуре: геометризированные формы с четкими пропорциями, статичные позы дают простор для универсальных трактовок, наполненности смыслами.  Окончательно я влюбилась в этих человечков после посещения музея Кикладского искусства в Афинах, он правда чудесен, там собрана огромная коллекция статуэток и керамики, а магазин при музее один из лучших, что мне удавалось видеть в жизни (в смысле очень большое разнообразие сувениров, от детских раскрасок до копий экспонатов). Вот прямо горячо рекомендую к посещению.

Неизвестно, зачем эти идолы создавались, возможно, как обереги, визуализация духа-хранителя при погребении или символическое отображение богини-матери, но есть, например, идолы, сидящие и играющие на неком подобии арфы (хотя не утихают споры об их подлинности), или «флейтист» с острова Кернос (его можно увидеть в Афинском археологическом). Как и античные скульптуры, кикладские в оригинале не было просто белыми. На некоторых фигурках находят следы пигментов, свидетельствующие, что они раскрашивались: прорисовывались глаза, украшения.

 Здесь вот красиво показывают одного, ему уже около 5 тысяч лет, а он всё также загадочен и прекрасен.