Резьба по камню

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Месторождения таких камней как мрамор, алебастр, стеатит, базальт и др. известны на Крите с глубокой древности, и, как мы можем судить по находкам археологов, критяне еще с эпохи неолита неплохо с ними обращались. Считается, что мастерство резьбы по камню пришло на Крит от жителей Киклад и египтян (наличие большого числа изделий египетского происхождения и кикладских идолов в захоронениях в различных местностях свидетельствует в пользу этой точки зрения), однако они превзошли своих учителей.

Искусство резьбы по камню непрестанно совершенствовалось, достигнув небывалого расцвета в минойском царстве. Используя цветовое разнообразие прожилок, обладавшие смелой фантазией критские художники создали произведения непревзойдённого мастерства: как с точки зрения техники, так и с точки зрения рисунка.

Резьба по камню

Немало найдено кувшинов, ваз и чаш, где основным декоративным элементом является сама структура камня, используемая мастерами бережно и со вкусом.

Но для исследователей минойской цивилизации, конечно, интереснее рельефные изображения. На них представлены сцены из жизни и обычаи минойцев, которые переданы очень живо и с использованием многофигурных композиций.

Среди каменных сосудов, которые, в основном, видимо имели ритуальное предназначение, выделяются некоторые произведения, занимающие особое место среди образцов минойского искусства.

Резьба по камню

Наиболее интересными для изучения можно назвать три ритона из Агиа-Триады, изготовленные из камня-змеевика и изображающие процессию жнецов (Harvester Vase), сцены борьбы, кулачного боя и игр с быками, с фигурами молодых воинов (Chieftain Cup), а так-же ритон с изображением святилища вершины из хлорита в золотом обрамлении из дворца Закроса.

Harvester Vase – одно из моих любимых произведений минойского искусства, ведь здесь, как мне кажется, впервые в европейской истории люди изображены не схематично и строго канонично: лица поющих живые, наполненные радостным ликованием.

Стоит заметить, что этот сосуд был покрыт тонкой золотой фольгой, то есть был позолоченным, что должно несколько изменить восприятие объекта на фотографиях. К тому же вся нижняя часть вазы — это реконструкция археологов, в то время как сохранился лишь небольшой верхний участок резьбы сосуда с горлышком.

Но все же самыми значимыми находками из резного камня стоит считать великолепные ритоны, изготовленные в виде голов животных (быков из Закроса и Кносса и львицы из Кносса). Ритон в виде головы быка с позолоченными рогами стал одним из самых запоминающихся символов минойской цивилизации.