Танец в минойской культуре и Древней Греции

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Танец: молитва или театр

Изучая историю религий, особенно самых архаических их форм, невольно убеждаешься в том, что танец в древних культурах был формой молитвы: такое же жертвование Богу себя, своей энергии и сил, как тяжелый труд по возведению храмов (святилищ, мегалитических построек), и такой же эмоционально наполненный процесс как воспевание в гимнах и славословиях.  Тем более что песня, музыка и танец чаще всего были неразрывно связанны в общем смысловом поле обряда.

С этой точки зрения культура Древней Греции — это, безусловно, культура танцующая, в отличие, например, от современной христианской сдержанности в проявлении чувств даже к почитаемому и священному. Хотя и тут можно поспорить, поскольку не всякое христианство одинаково и, возможно, вы видели трансляции схождения Благодатного огня, где христиане-арабы бьют в барабаны, пританцовывают, поют или громко выкрикивают «Иисус Христос — наш Бог».  Да и Павел Флоренский в работе «Храмовое действо, как синтез искусств» говорит о своеобразной церковной хореографии, «проступающей в размеренности церковных движений при входах и выходах церковнослужителей, в схождениях и восхождениях ликов, в обхождении кругом престола и храма и в церковных процессиях». Добавляя очень важную для меня мысль о том, что «Вкусивший чар античности хорошо знает, до какой степени это все антично и живет как наследие и единственная прямая отрасль древнего мира, в частности — священной трагедии Эллады».

Ну а я, как всегда, думаю, что истоки такой греческой танцевальности можно найти в минойской и крито-микенской культурах. В Ираклионском музее можно увидеть группы глинянных фигурок, изображающих кружащихся в танце женщин, датируемые 17-13 веками до н.э. Изображения на украшениях, печатях и сосудах также свидетельствуют о том, что танец был очень важной частью минойского ритуала. Неподалеку от Кноссоса найдены площадки круглой формы, которые считают именно танцевальными. Упоминания о том, что некие танцы пришли в Грецию именно с Крита также встречаются в античной литературе от Гомера до Павсания и Плиния.

Плутарх, например, рассказывает о том, что остановившись на острове Наксос Тесей танцует геранос, танец журавля: «мерные движения то в одну сторону, то в другую как бы воспроизводят запутанные ходы Лабиринта».  Дедалу приписывается и строительство площадки для танцев Ариадны, где он выложил все фигуры белым рельефным мрамором, скопировав их с египетского лабиринта. Евстафий пишет, что танец журавля на Кноссе стал первым танцем, в котором вместе плясали мужчины и женщины. Лукиан перечисляет такие темы для танцев на Крите: Европа, Пасифая, два быка, Лабиринт, Ариадна, Федра, Андрогей, Дедал, Икар, Главк, Полиид, Талос. Геранос описывается у Поллукса: ««Журавль» танцевали все вместе один за другим рядами, причем на обоих концах каждого ряда были свои вожаки».

Тут я не могу не указать на то, что до сих пор на Крите такой вид танца считается исконным, народным и одну из его разновидностей умеет танцевать каждый критятнин. Для примера просто приложу видео отличного флешмоба в Ханье, когда вся набережная танцевала «пентозали».  Ну и как тут не вспомнить сиртаки, который хоть и не является народным танцем, был создан на их основе и во многом повторяет традиционный «хисапико».

Что касается дионисийства, я таки наступлю своей песне на горло, поскольку эта тема требует отдельного обсуждения. Упомяну лишь, что знаменитые вакханалии с их иступленной пляской менад, дионисийские мистерии, в которых танец также был одним из основополагающих элементов и оказавшие столь большое влияние на античный театр, скорее всего имеют минойские корни. Дионс, умирающий и воскресающий бог Древней Греции, явно пришел с Крита, о чем говорят и записи линейного письма Б, и места его культа в Элевсине, Кидонии, Дельфах, и монеты из Праса, и наличие там орфизма, и миф о бракосочетании Диониса с Ариадной, и много чего еще. Но про это я потом как-нибудь поподробнее.