Ювелирные украшения

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Золотой, лучезарно сияющий, вечно нетленный»

Золото с древнейших времен было и остается не просто символом богатства, но символом бегоизбранности и бессмертия, воплощенного в его солнечном сиянии и вечной нетленности, практически неподвластной влиянию времени.

Учитывая общий уровень развития цивилизации и то, что благодаря активной торговле богатства стекались на Крит со всех концов Ойкумены, неудивительно, что ювелирное мастерство в минойском царстве достигло высот. Минойцы вообще были мастерами в создании произведений малых форм, чего стоят хотя бы геммы с их тонкой искусной резьбой.  

Технологии обработки драгоценных металлов

Материалы, используемые в производстве минойских ювелирных изделий, включали такие металлы как золото, серебро, бронзу и позолоченную бронзу. Использовались полудрагоценные камни, такие как горный хрусталь, сердолик, гранат, лазурит, обсидиан и красная, зеленая и желтая яшма, аметист. Фаянс, эмаль, стеатит (мыльный камень), слоновая кость, перламутр, и стекло также были доступны минойским ювелирам.

Золото, скорее всего, импортировалось из Египта, Анатолии или даже из Румынии и, следовательно, было редким и ценным товаром, несомненно, декларирующим высокий социальный статус его обладателей. Золото принимало в руках минойских ювелиров множество разных форм и подвергалось различным вариантам обработки: чеканка, гравировка, изготовление рельефов, отливка в формах, перфорация и даже штамповка. Декоративные методы отделки золотых изделий также были разнообразны и включали инкрустацию, покрытие изделий тончайшими листами золота и, наконец, гранулирование, когда крошечные сферы золота крепились к основной части украшения с использованием смеси клея и медной соли, которая при нагревании превращалась в чистую медь, спаивая части.

Если вы интересуетесь вопросом технологии обработки металлов, возможно, вам будет интересна статья E. Konstantinidi-Syvridi, N. Papadimitriou, A. Philippa-Touchais, and A. Goumas "Goldworking techniques in Mycenaean Greece (17th/16th–12th century BC): some new observations, размещенная в библиотеке сайта.

Златообильные Микены

 На Крите археологи, конечно, находят золото в качестве погребальных даров в захоронениях в Мохлосе, Месаре, Хрисолаккоосе близ Малии. Эти ювелирные украшения демонстрируют не только владение сложнейшими технологиями обработки металлов, но также уникальные образы, вдохновившие златокузнецов. Но больше всего известных нам находок в первую очередь золотых ювелирных украшений крито-микенского периода происходят как раз не с самого Крита, а с территории материковой Греции.

gold 2

В 1876 году Генрих Шлиман обнаружил возле Львиных ворот в Микенах несколько шахтовых гробниц, а в них — настоящие сокровища в виде массы золотых изделий: погребальных масок, включая знаменитую «маску Агамемнона», кольца, ожерелья, диадемы, пряжки, покрывающие останки золотые пластины и прочее, общим весом в 15 килограммов. Сегодня вы можете видеть все эти экспонаты в Археологическом музее в Афинах, где они заполняют несколько обширных залов.  Критские же находки, конечно, нашли свое место в Ираклионском музее.

Многообразие форм и смыслов

Несомненно, технологические высоты, достигнутые минойскими мастерами вызывают восхищение, но мне, конечно, намного интереснее попытаться разглядеть в этом золотом блеске смысл, вкладываемый древними людьми в эти по-настоящему прекрасные предметы.

Я глубоко убеждена, что все эти многочисленные диадемы, ожерелья, заколки, серьги, кольца и браслеты отражают не только эстетические пристрастия, но и нечто более важное, например, религиозные представления их владельцев и художников. Особенно интересны в этом отношении, конечно, кольца-печатки, которыми «подписывалась» знать, оставляя свои уникальные оттиски на глине или воске. На них разворачиваются сцены охоты и тавромахии, битвы воинов и процессии адорантов, пейзажи, реальные и мифические животные, такие как грифоны. Несоменно, что имея пример в виде сложной системы символических значений для каждого металла, камня и сочетания их в определенных формах у египтян, минойцы тоже сфоромировали свой "язык украшений", просто нам очень сложно его разобрать. Хотя, думаю, каждый из вас, глядя на эти чудесные украшения, сможет выдвинуть пару смелых теорий о том, что на них изображено, и что обозначает тот или иной символ, пришедший к нам, миновав три-четыре тысячи лет.