Что такое талассократия?
Талассократия — термин, характеризующий особый тип государственности, для описания которого в русском языке используется также словосочетание «морская держава». Само это слово происходит от двух древнегреческих корней: θάλασσα - «море» и κράτος - «власть». То есть талассократией можно назвать государство, экономика, политика и даже культурная жизнь которого строится благодаря умелому использованию такого удивительного природного ресурса, как море. Морская торговля, военные походы «за море», освоение новых земель и создание в прибрежных районах колоний становятся основными сферами деятельности его граждан.
Карта минойских торговых маршрутов
В тоже время, стоит заметить, что именно «моревладычество», то есть полный контроль морских путей имел место только в Эгеиде, а путешествия в более отдаленные регионы, например, Египет, Хатти, территории современной Ливии и на Сицилию были обусловлены скорее торговыми, нежели захватническими амбициями.
Морское владычество минойцев
Многочисленные археологические находки и письменные свидетельства говорят нам о том, что в бронзовом веке, в период с XVII-XV вв. до н.э., именно минойцы главенствовали в средиземноморском регионе. Например, мы видим, что вокруг минойских дворцов не строятся укрепления, каменные стены и рвы, как, например, в Микенах и других городах на территории материковой Греции. Почему? Разве не было у них необходимости защищать себя от захватчиков? Большинство историков сходится на мнении, что весь остров Крит был неприступной цитаделью минойцев благодаря мощному флоту, равного которому не было во всем регионе, а может и в мире, так что в фортификационных сооружениях у них просто не было необходимости.
Фреска с изображением процессии кораблей из Акротири, ок.1600 г. до н.э.
Главной предпосылкой формирования такого типа государства можно назвать в первую очередь уникальное географическое положение Крита. Оно является очень выгодным, ведь остров располагается на пересечении множества древних морских торговых путей, соединяющих самые развитые государства того времени. Это позволило и самим критянам экспортировать множество товаров, от леса до изысканных произведений ремесленного искусства, и, конечно, импортировать, причем не только материальные объекты, но и умения, знания, технологии.
Кораблестроение — основа талассократии?
Сложно сказать, когда именно жители Крита научились строить корабли, способные выдержать далекие морские переходы, но, видимо, они научились делать это раньше и лучше, чем многие современные им народы.
К сожалению, современная наука страдает от того, что сохранившихся объектов, судов или их частей, дошло до нашего времени ничтожно мало. С другой стороны, изображений кораблей минойского периода насчитываются сотни. Морские суда изображаются на печатях, фресках, ювелирных украшениях, керамике, находят даже детальные глиняные модели судов. Благодаря такому изобилию материала мы можем довольно неплохо представить себе, какими были суда древних минойцев.
В 2000 - 2004 годах Критский морской музей даже осуществил проект по реконструкции минойского корабля с использованием традиционных инструментов и материалов. Корпус был сделан из кипариса, для гидроизоляции – слои тканого материала, пропитанные смесью из говяжьего жира и смолы. Путь на нем до Афинского порта Пирей занял месяц.
Сегодня вы можете видеть этот корабль в специальном павильоне венецианского порта города Ханья, а в Морском музее, до которого от корабля можно пройти по набережной за пять-десять минут, выставлены копии бронзовых орудий и множество фото, рассказывающих о создании корабля. Я там была совсем недавно, так что делюсь фотографиями.
Вообще, минойское судостроение – отдельная интереснейшая тема, а в этом общем материале о талассократии, я лишь констатирую тот факт, что флот у минойцев несомненно был, и был он самым передовым и мощным в рамках той исторической эпохи. Минойцы также великолепно знали морские течения и владели навигацией на высочайшем уровне.
Киклады и другие греческие острова
Минойские мореплаватели были и воинами, и торговцами, а, может, и пиратами, но на то, что они главенствовали на море, указывают многие античные авторы: Геродот, Страбон, Фукидид, Апполодор, Плутарх и другие. Эти письменные свидетельства подтверждаются обилием археологических находок. Ближайшие к Криту острова, в первую очередь, Киклады, конечно должны были первыми попасть в сферу влияния морской державы. Свидетества тому мы, опять же, находим в античной литературе.
Фукидид в «Истории» пишет: «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них и, изгнав карийцев, поставил там правителями своих сыновей. Он же начал и истреблять морских разбойников, чтобы увеличить свои доходы, насколько это было в его силах.» (Thuc., I, 4; 8, 2).
В.В. Шувалов в своей статье «Морская держава Миноса» привод обширный перечень таких упоминаний: «Так, по свидетельству Геродота, на о. Фера высадился Кадм (Her., IV, 147-148; 156). (На его связи с Критом мы еще остановимся). Под властью Миноса находились Анафа и Астипалея, острова к востоку от Феры (Ovid. Met., VII, 461 sq.; Paus., VII, 4, 1); с Икаром, сыном Дедала, связан о. Икария и примыкающая к нему часть Эгейского моря (Apollod., II, 6, 3; Diod., IV, 77, 5; Strab., XIV, 1, 19; Paus., IX, 11, 4-5); древнейший царь Самоса Анкей был племянником Европы, критской царицы (Paus., VII, 4, 1); на Наксос отправилась Ариадна, дочь Миноса (Hom. Od., XI, 321-325; Diod., IV, 61, 5; Plut. Thes., 20); Миносом были покорены Парос, Сифнос, Кимолос, Серифос, Китнос, Сирос, Миконос (Ovid. Met., VII, 463-466); на Эвбею путешествовал Радамант (Hom. Od., VII, 321-326; Strab., IX, 3, 14); а на Хиос - Энопион, внук Миноса (Paus., VII, 4, 8; 5, 12-13)».
Что касается археологии, то помимо Акротири, известнейшего минойского города на Санторини, прославившегося своими великолепными фресками с изображением кораблей, минойские артефакты находят по всем кикладам. Например, на Милосе в районе городка Филакопи найдено минойское поселение с остатками дворца и городской стены. В нем обнаружены минойские вазы стиля камарес и знаменитые фрески.
«Летающая рыба» Милоса из Филакопи, 1600—1500 гг. до н. э
Как далеко заплывали минойские корабли?
Минойская экспансия распространялась по морским маршрутам от Эгейского моря до Восточного Средиземноморья и базировалась на плотной сети островных станций, гаваней и прибрежных сооружений. Степень их взаимоотношений с Критом и, как следствие, степень минойского влияния зависели от таких факторов, как отдаленность от «материнского» острова, положение в торговой сети, важность с точки зрения обеспечения сырьем и распределения товаров, а также распространение технологических инноваций и культурных особенностей региона.
В экспозиции Ираклионского музея не так давно появилось несколько отдельных стендов, то есть целый раздел, посвященный минойской талассократии (в последний раз я была там в января 2018, а в 2014 его еще не было). В научной среде до сих пор ведутся споры о том, как далеко эта экспансия простиралась. Помимо устоявшихся и доказанных археологическими находками регионов, благодаря смелым теориям и, что уж греха таить, довольно конспирологическими выкладкам, на предположительной карте торговых маршрутов минойцев возникают и довольно экстравагантные пункты, такие, как, например, Северная Америка.
Я лишь очерчу некий минимальный ареал в том виде, в котором он представлен в Ираклионском музее, экспертное мнение специалистов которого всё же видится мне наиболее значимым.
Безусловно, Крит находился в теснейшем контакте с Египтом, о чем свидетельствуют и упоминания «кораблей земель кефтиу» и народа кефтиу, а именно так называли минойцев египтяне, в египетских папирусах. Минойская и микенская керамика находится даже в египетских гробницах, что говорит о ее высокой ценности, а на Крите найдено множество скарабеев и других артефактов из долины Нила.
На основании предметов минойского типа, найденных в различных археологических областях, можно с высокой точностью идентифицировать фактории и торговые форпосты минойского мира в таких местах как: Самотраки, Лемнос, Касос, Карпатос и Угарит. Областями мощного минойского присутствия являются Родос и Китера, но наиболее сильное влияние видится на Санторини и в Милете, которые можно назвать скорее минойскими колониями.
В других точках мира фиксируется художественное и культурное влияния минойцев, например, в дворцовых фресках Телль-эль-Даба в Египте, в Тель-Кабри в Израиле, а также в Катне, Алалахе и Мари в Сиропалестинском регионе, но характер этого взаимодействия еще предстоит изучить.
В Каммосе на юге острова Крит, являющемся портовым городом двух больших дворцовых центров Мессарской долины, Фестоса и Ариа Триады, найдено множество предметов зарубежной торговли. Импортированные предметы роскоши найдены в большом центральном здании и домах всего поселения. Найдены там также и сиропалестинские якоря с сирийского побережья и многочисленные амфоры, пифосы и небольшие сосуды из Ханаана, Египта и Кипра.
Мне кажется, что в этой области исследования минойской и микенской культур нас ждет еще масса интереснейших открытий, поскольку, практически каждый год археологам удается найти нечто новое, чтобы дополнить мозаичную пока картину.
Список использованной литературы, который, позволит вам немного глубже ознакомиться с темой:
- Григорюк Т.В. 2004: "Минойская талассократия": содержание понятия // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 3-6.
- В.В. Шувалов. Морская держава Миноса // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Под ред. проф.Э.Д. Фролова. Выпуск 2. Санкт-Петербург, 2003.
- Юрий Викторович Андреев. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III—начало I тыс. до н. э.) СПб, "Дмитрий Буланин", 2002.
- Aleydis Van de Moortel. A New Typology of Bronze Age Aegean Ships: Developments in Aegean Shipbuilding in their Historical Context
- Aleydis Van de Moortel. The Middle Bronze Age Boat of Mitrou, Central Greece