Когда в начале XX века команда сера Артура Эванса нашла первые фрески в Кноссосе, сам исследователь и всё научное сообщество того времени были поражены тем, насколько высокоразвитой оказалась доисторическая цивилизация, названная впоследствии минойской. Открывшиеся на стенах дворца фрески изображали мужчин и женщин в разнообразной изысканной одежде, с прическами и макияжем, что совершенно не соответствовало образу людей бронзового века. Со временем стало ясно, что именно в этой культуре находятся истоки многих явлений, прославивших классическую Древнюю Грецию, в том числе и высокий, подчиненный особым правилам, эстетический канон.
Ткани были в основном льняные и шерстяные, также для изготовления одежды использовалась выделанная кожа. Цветовая гамма одежды была весьма разнообразна, если не сказать пестра. Растительные красители позволяли окрашивать изделия в красный, синий, желтый, коричневый, зеленый, черный цвета, а также их оттенки. На одежде часто присутствует растительный орнамент, украшения из перьев.
Женщина: мать, богиня, воплощенная красота
Изображения женщин, которые мы находим на фресках, печатях, посуде и украшениях, показывают нам с одной стороны образы удивительной утонченной красоты, с другой — грозные фигуры жриц и богинь, исполненные неженской силы и мощи. Они облачены в одежды, которые разнятся в зависимости как от исторической эпохи, так и от контекста изображаемых сцен.
Конечно, самыми знаменитыми женскими образами, дошедшими до нас от минойцев, можно считать «богинь со змеями» — несколько статуэток, найденных в Кноссосе. Эти фаянсовые фигурки датируются примерно 1600 г. до н.э, а вместе с ними в тайнике были обнаружены и полуистлевшие остатки одежды, поясов. Существует также несколько похожих по иконографии статуэток из глины, бронзы и слоновой кости.
Богини со змеями, ок.1650 - 1550 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона
Стоит обратить внимание на то, что все минойские изображения женщин очень близки к современному идеалу красоты: длинные волосы, большие глаза, тонкая талия, округлые бедра и пышная грудь. Никакой утонченной субтильности, как в Египте того же времени. И одежда, как ритуальная, так и повседневная, сильно отличается от простых, свободных, облегающих фигуру нарядов из плиссированного белого льна, какие мы видим у жителей Нильской долины.
Минойские женщины носили одежду с достаточно сложным кроем: колоколообразные юбки с множеством горизонтальных оборок, кофты с корсажем или на подобие болеро, затянутые на талии и под грудью пояса, передники, цельнокроеные платья. Такая мода типологически ближе к шумеро-аккадским и вавилонским образцам, известным науке по изображениям примерно того же исторического периода, например, Инанна (Иштар) довольно часто предстает в похожих многоярусных складчатых одеяниях (см. ккартинки ниже).
Слева направо: Вавилонский теракотовый рельеф из Эшнуны, нач. 2 тыс. до н.э., Богиня с вазой из Мари (Сирия), XVIII век до н.э., Алебастровая стауэтка из Мари, 2645-2460 гг. до н.э.
Минойский и микенский варианты женского костюма
Видимо, вариант женского наряда, зафиксированный в образе «Богинь со земями» либо более древний и относится к собственной минойскому периоду, либо сугубо ритуальный, поскольку чаще мы встречаем изображения юбок с поперечными полосами из нескольких, расширяющихся книзу клиньев, как на фресках из Акротири.
Существует даже предположение, что на микенских фресках мы видим женщин, облаченных в нечто наподобие штанов, но, к сожалению, я слишком далека от истории моды и мало что понимаю в специфике кроя, чтобы с уверенностью судить о правдоподобности этого предположения.
О специфике микенского костюма неплохо рассказано в представленном ниже ролике, где также собраны варианты «живых» реконструкций женской одежды, что позволяет наглядно увидеть отличия.
Реконструкция минойского и микенского вариантов женской одежды
Ритуальная и повседневная одежда
Еще мне кажется важным обратить внимание на то, что по большей части на фресках и печатях изображаются женщины во всей своей ритуальной красе, а не в повседневной жизни. Скорее всего это богини или жрицы, поэтому вполне возможно, повседневный костюм минойских женщин сильно отличался от этого варианта.
Например, логика подсказывает нам, что ходить в тяжелых многослойных юбках и с открытой грудью было не то чтобы очень удобно и, возможно, эти наряды надевали для исполнения ритуалов, связанных с культом Богини-матери. Тем более что в большинстве архаических культур ярко выраженная женская грудь и гипертрофированно «плодородные» формы присущи главным женским божествам.
С другой стороны, у нас есть несколько примеров женщин, показанных в более обычных платьях, в том числе, глиняная статуэтка на кочелях (хоть и довольно поздняя), где женская фигурка изображена в простом платье до колен.
Фигурка "Качели" из Агиа Триады, 1500 - 1450 гг. до н.э.
Прически
Минойские и микенские женщины уделяли много внимания волосам, они носили разнообразные прически, украшая повязками, лентами и золотыми заколками. Богатые придворные дамы, конечно, имели диадемы и венцы.
Прорисовки причесок с фресок в Кноссосе, Тиринфе и Акротири | Головы теракотовых фигурок, ок.1650 г. до н.э., Археологический Музей Ираклиона |
Мужчина: служитель, воин, царь
Хотя изображений мужчин до нас дошло несколько, можно заметить, что стандарты мужской красоты в минойском мире разительно отличаются от не выходящей из моды брутальной маскулинности. Фигуры мужчин — стройные, вытянутые, с широкими плечами и тонкой талией. Длинные волосы спадают на плечи, а бороды и даже щетина на лице отсутствуют.
Эту часть мужского гардероба можно назвать чем-то средним между шортами и повязкой-схенти египтян. Иногда набедренник короче спереди, а сзади спадает в виде клина, но на фресках из Кноссоса также нарисованы модели наподобие юбок с удлиненным передним краем. А на фреске «Принц лилий» левая нога юноши обнажена, а правая прикрыта в верхней часть набедренной конструкции.
Как это часто бывает, мужской костюм несколько более просто и функционален – это разнообразные набедренные повязки, иногда с богатой отделкой, плащи-накидки. Также изображения, например, на саркофаге из Агиа-Триады фиксируют ритуальные одеяния в виде длинных юбок или плетеные коконообразные конструкции, как на каменной вазе со сценой Жатвы.
Ну и напоследок – несколько современных прорисовок того, как могла выглядеть одежда минойцев и микенцев.