Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Музыка, которую мы уже не услышим

В истории древних цивилизаций много лакун, которые вызывают как минимум сожаление. Например, мы никогда не узнаем содержание огромного корпуса древнегреческой литературы, из которого до нас дошла прискорбно малая часть; мы до сих пор не знаем, на каком языке говорили минойцы, и линейное письмо А остается нерасшифрованным; мы очень плохо представляем себе какой была дописьменная Ирландия во всей красоте расцвета древней кельтской культуры с её кромлехами, сложной религиозной жизнью и богатейшим устным мифологическим наследием… Перечислять можно очень долго.

Но вот что очень расстраивает лично меня — это невозможность услышать ушедшие эпохи. Подсмотреть мы чаще всего можем: там откопают кувшинчик, тут браслетик, а то и захоронение какое толковое попадется, нашпигованное «материальной культурой» — раз раскопал, а потом сиди и чахни как царь Кощей над этим всем хоть сто лет, перебирай да думай, что это вообще всё такое было и для чего. А подслушать никак, без шансов. Хотя именно музыка, как мне кажется, может очень много рассказать о самом сокровенном, иногда даже о том, что сам народ от себя тщательно скрывает.  

Как-то года четыре назад, прячась от московской зимы в Ханье, мы с мужем обратили внимание на странную штуковину в витрине музейного магазина с копиями экспонируемых артефактов. Это была такая глиняная погремушка, которая, как я впоследствии узнала, называется систр, и, видимо, пришла к минойцам из древнего Египта. Мы постояли, поглазели, и решили, что она бы очень понравилась дрыхнущей на тот момент на мне в слинге дочке, особенно если этот систр достаточно громкий и звонкий. Вот тогда я и задумалась, а как же на самом деле звучал этот инструмент? Как вообще могла звучать та музыка, от которой нас отделяет почти 4 тысячи лет?

Очевидно, что пение и музыка были значимой частью минойской и микенской культур.  Поющих, танцующих, играющих на систрах, флейтах и лирах людей, изображенных на сосудах и фресках, можно найти немало.  На ларнаке из Агиа-Триады довольно подробно выписана семиструнная форминга (вид лиры), что хорошо показано на реконструкции ниже из Археологического музея в Салониках. На фреске из Пилоса, вынесенной в качестве иллюстрации к этому посту, также изображен музыкант, играющий на лире, на сей раз пятиструнной. Эту фреску археологи по понятным причинам окрестили Орфеем. Кстати даже среди знаков древнейшего критского иероглифического письма идентифицируют целых три музыкальных инструмента – два вида лир и систр.

музыка минойская микенская музыкальные инструменты древняя греция крито-микенская цивилизация
музыка минойская микенская музыкальные инструменты древняя греция крито-микенская цивилизация
музыка минойская микенская музыкальные инструменты древняя греция крито-микенская цивилизация
музыка минойская микенская музыкальные инструменты древняя греция крито-микенская цивилизация
музыка минойская микенская музыкальные инструменты древняя греция крито-микенская цивилизация

Сами систры найдены во многих минойских археологических областях, те пять, что так кучно представлены на фото ниже, находятся в Археологическим музее в Агиос-Николаосе и датируются ок.1800 гг. до н.э. Если вы были, например, в Лувре, то могли обратить внимание на Египетские систры — это чудесные произведения искусства, вырезанные из камня и отлитые из бронзы. Части алебастровой лиры, украшенной лебедиными головами, сохранились в Кноссе, а на фреске из Акротири голубая обезьяна играет также на небольшой треугольной лире.

Добавлю, что многие античные авторы указывают на древние музыкальные и танцевальные традиции Крита. Например, Страбон, упоминает куретов, таинственный то ли народ, то ли касту жрецов, которые существовали в древности на Крите. По Страбону они «в образе служителей божества при совершении священных обрядов устрашают людей военной пляской, исполняемой в полном вооружении под шум и звон кимвалов, тимпанов и оружия в сопровождении флейты и воплей». Миф гласит, что Главк, сын Миноса, был похоронен со своими флейтами, на которых он мастерски играл.

В общем, ужасно жаль, что никогда не удастся подслушать эту древнюю музыку. Конечно, в современной можно расслышать отголоски, попытаться что-то реконструировать, но, если честно, не цепляет. Немного скрасить сожаление может помочь посещение Музея греческих народных музыкальных инструментов в Афинах. Он такой маленький и неприметный, мной был обнаружен только на третий что ли приезд в греческую столицу, хоть он и прямо под Акрополем, рядом с Башней ветров находится, так что не проходите мимо. Там можно не только посмотреть на всяческие инструменты, но и послушать — многие стенды оснащены наушниками с записями их звучания. Критские лиры в том числе. А еще там неплохой музыкальный магазин при нем с довольно раритетными записями, если кто интересуется греческой музыкой.

О проекте KnossosLab

KnossosLab - это проект Евгении Козловской о минойском Крите и о крито-микенской цивилизации.

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2023. Все права защищены

Search