Геммы: каменные «подписи» бронзового века
Искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, то есть глиптика, является вторым по значимости источником информации о минойской цивилизации. А по количественному показателю найденных артефактов этот вид произведений искусства сильно опережает любые другие археологические находки на Крите.
Большое количество печатей или, как принято называть их в англоязычной терминологии, sealstones, объясняется в первую очередь тем, что они выполняли очень важную функцию и были широко распространены в минойском обществе. По сути эти маленькие геммы были эквивалентом личной подписи. Их носили на кожаном или текстильном шнурке на запястье или на шее, чтобы, например, любой мастер мог маркировать свою продукцию, подписать договор или пометить товар. Так могли «запечатываться» двери и сундуки, глиняные сосуды с вином, маслом или косметикой. Особенно распространены каменные геммы или золотые ювелирные украшения схожей функциональности были среди придворных, чиновников, высших слоев минойского общества. Это круглые, овальные, миндалевидные и даже цилиндрические геммы из разных материалов: кости, стеатита, полосатого агата, оранжевого сердолика, гематита, яшмы, халцедона, лазурита, горного хрусталя, аметиста, обсидиана и других.
Самые ранние образцы подобных печатей найдены на территории Месопотамии и относятся к Халафской культуре (6100 - 5100 лет до н.э.), а самыми известными широкой публике являются, конечно, египетские скарабеоиды. Что касается территории современной Греции, самые древние геммы были найдены в так называемом «Доме с черепицей» в Лерне (2500—2300 гг. до н. э.), который, возможно, было дворцом или административным центром того периода, когда до прихода ахейцев здесь обитали пеласги и минийцы (не опечатка, не путать с минойцами=).
Минойские геммы: застывшая красота момента
Минойские геммы, особенно среднеминойского и позднеминойского периодов, когда мастерство резчиков достигло своего расцвета, можно назвать миниатюрными картинами, запечатлевшими важные для их обладателей темы и сюжеты.
В Собрании минойских и микенских печатей Института классической археологии Гейдельбергского университета, к которой я настоятельно призываю обратиться всех интересующихся культурой древнего Крита, представлены прорисовки удивительно тонких, реалистичных и эмоционально наполненных печаток. Сюжеты часто связаны с природой — это животные, растения, травы и элементы пейзажа, но также часто встречаются и сцены с участием людей – танцы, ритуалы, шествия, знаменитая тавромахия и даже сцены битв, а многие геммы испещрены до сих пор не расшифрованными иероглифами.
Несколько прорисовок минойских и микенских гемм из Собрания минойских и микенских печатей Академии наук и литературы в Майнце
Например, главным открытием 2017 года можно считать гемму из Пилоса, на которой изображена схватка двух воинов в манере настолько совершенной и высокохудожественной, что сложно поверить в то, что этой находка датируется 1400-1500 гг. до н.э. Если вся красота артефакта может быть рассмотрена только при многократном увеличении фотокамеры или через фотомикроскоп, то каким же был уровень мастерства резчика, ведь некоторые детали геммы размеров всего в полмиллиметра.
Камни говорят
Научное сообщество до сих пор активно изучает уже найденные геммы, в то время как раскопки поднимают на свет новые образцы. Многие изображенные на них картины позволяют нам чуть лучше понять культуру, создавшую столь удивительные произведения.
Как отечественные, так и западные миноисты находятся в постоянном поиске объяснений того или иного сюжета, той или иной детали. Например, в библиотеке материалов вы можете ознакомиться со статьей Ю.В. Андреева «Минойские божества смерти на цилиндрической печати из Астракуса», в которой автор выдвигает довольно интересные гипотезы касательно смысла сложной композиции, изображенной на гемме.
Интересно, что одним из первых ученых, заинтересовавшихся маленькими камушками с непонятными надписями, которые критские женщины носили в качестве амулетов и называли «молочными камнями», был Артур Эванс. Он обратил внимание на эти артефакты еще в Великобритании, а в Афинах начал скупать все образцы не идентифицированной до той поры глиптики. Прибыв на Крит, он узнал, что местные матери носят такие камни на шее, веря, что они якобы не дадут пропасть грудному молоку. С тех пор он начала настоящую охоту за минойскими геммами, скупал их по всему острову, благо крестьяне часто находили их в земле, или хотя бы упрашивал владельцев дать возможность перерисовать изображение, сделать его слепок. Только в 1900 году, в ходе раскопок Кноссоского дворца стало понятно истинное предназначение этих загадочных резных камней.