Мне в блоге и на канале часто приходится упоминать Акротири, но, наверное, не всем очевидно, что я имею в виду не деревеньку на Санторини, а одноименную археологическую зону, самую большую и богатую на находки после Кноссоса.
Я немножко рассказывала про неёв статье про Атлантиду, потому что до сих пор самая реалистичная версия дислокации этого легендарного государства приводит нас на Тиру (греческое название острова, а островом Святой Ирины его окрестили венецианцы, но как-то прижилось). Вкратце повторю, что что в 1939 году греческий археолог Спиридон Мaринатос предположил, что извержение, произошедшее на острове, известное сейчас как Минойское извержение, и породило миф об Атлантиде.
Когда же команда Маринатоса обнаружила на Тире минойский город, скрытый под слоями вулканического пепла, и стало ясно, что он был частью богатой, высокоразвитой цивилизации, многие ученые стали задумываться о том, не могло ли это древнее извержение так поразить современников, что стало основой множества мифов.
Итак, Акротири, больше 3000 лет пролежал под слоями вулканического пепла, а когда археологи полезли туда со своими совочками и щеточками, перед ними предстал действительно прекрасный феникс — город с улицами (опять же со сложными дренажными системами и канализацией), площадями, -двух и –трёхэтажными зданиями построенными с учетом сейсмической активности. Внутри некоторых из них сохранились прекрасные фрески, керамика и даже мебель. Я там внизу на картинке поместила столик, это слепок по форме, оставшейся в вулканическом пепле, но даже в таком виде он напоминает о барочных изгибах мебели в стиле Людовика XIV.
Но фрески из Акротири это и правда что-то невероятное. Антилопы, боксирующие мальчики, флотилия, собирательницы шафрана и моя любимая весна с её ласточками — это настолько тонкие, прочувствованные и эмоционально наполненные образы, что у меня каждый раз мурашки по коже, когда на них смотрю. Ради них в первую очередь каждый приезд в Афины чуть ли не первым делом бегу в Археологический музей, там им выделен целый этаж на котором мне лично хотелось бы остаться пожить на денек-другой.
Хотя основной шок и трепет, конечно, на Санторини. Вы можете увидеть эти улицы своими глазами, разглядеть каждый пиксель краски на фресках, прикоснуться к камням и плитам из вулканического туфа, из которых был построен и которыми был вымощен древний город. В общем, если вдруг вас, как всякого путешествующего по греческим островам туриста, занесет на Санторини — пожалуйста, не ограничивайтесь красными-желтыми-черными пляжами, фешенебельными отелями, катанием на осликах и созерцанием заката в Кальдере за стаканчиком винсанто. Там же для вас целый бронзового века город раскопали!
Тем боле что его посещение снова стало возможным в том числе и благодаря известной каждому русскоговорящему человеку Лаборатории Касперского. Серьезно, не поверите, но там одно время была прямо беда с финансированием, крыша над раскопанной частью обрушилась, все работы заморозили, и как-то туда нагрянул Евгений Касперский и расстроился по этому поводу. А в 2016-ом дал денег и вуаля — раскопки и реставрационные работы возобновились, а Касперский, в смысле компания, теперь – главный спонсор, там даже табличка есть=)
Я вот когда в начале двухтысячных сисадмином работала, прям люто Касперского ненавидела и называла не иначе как антивирусом Кашпировского, потому что проблемы с зависанием и всяческим затупленем подвластных мне компов происходили в том числе и из-за него. А теперь вот благодарна ему всячески. Если серьезно, ужасно радуюсь, когда такие вещи слышу, потому что большому бизнесу, тем более отечественному, на культуру по большей плевать, а тут совсем наоборот вышло.
В качестве бонуса — видео c 3D-реконструкций одного из домов Акротири.