За последние пару дней с большим удовольствием прочитала книгу Мишеля Пастуро «Синий» — отличный нонфикшн о том, как изменялось значение этого цвета в европейской культуре от Древнего Рима и Средневековья до наших дней. Замечу, что попутно узнаешь бездну информации о том, как вообще складывалась цветовая палитра не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Например, Пастуро пишет, что в Риме «Голубые глаза считались чуть ли не физическим недостатком. У женщины они свидетельствовали о склонности к пороку; голубоглазый мужчина считался женоподобным, похожим на варвара и попросту смешным. И, разумеется, в театре эта особенность внешности часто использовалась для создания комических персонажей». Обилие сюжетов поражает воображение. Средневековый накал страстей между торговцами мареной (растением, из которого производят красную краску) и торговцами вайдой (из которого производят синюю) мог бы стать основой для напряженной кинодрамы: «В Тюрингии торговцы мареной однажды даже просят витражных мастеров изобразить чертей в синих одеждах, чтобы дискредитировать новую моду. А севернее, в Магдебурге, крупнейшем центре торговли мареной во всей Германии и в славянских странах, на фресках, украшающих стены храма, уже не черти, а сам ад, обитель скорби и плача, изображен в синих тонах: вот как важно было дискредитировать модный цвет». Короче, очень рекомендую, а ведь еще у Пастуро есть «Черный» и «Зеленый»!
Только, конечно, меня же с моей фанатичной колокольни немного расстроило беглое упоминание о том, что дескать в Древней Греции синий особенно не котировался и вообще не то чтобы часто встречался. А как же минойские фрески? Там синий цвет занимает очень важное положение. Скорее всего, именно с помощью синего цвета художники давали зрителям понять, что изображают не реальные бытовые сцены, а пространство священного, неземного бытия. Голубые птицы, обезьяны, собирающие шафран, голубые одеяния богинь или жриц, воды полноводной реки, даже цвет почвы, показанной как бы в разрезе, необычайно синий.
И до кучи, возмущусь тем, как Пастуро трактует значение синего цвета в Древнем Египте: «Египтяне, как и другие народы Ближнего и Среднего Востока, верили, что синий цвет приносит благополучие и отгоняет злые силы. Его использовали в погребальных ритуалах, чтобы он мог стать защитой усопшему в загробном мире». Прискорбное упрощение. Процитирую для сравнения В.В.Солкина, современного египтолога-популяризатора: «Синий и голубой - подобие необъятных небес и бесконечных вод предвечного океана Нуна, символизировал жизнь, возрождение и благодатные разливы Нила. Голубого цвета были перья у священной птицы Бену и плоть вселенского бога Амона-Ра. Хесбедж воплощал собой священные волосы богов и был посвящен богу Тоту» — бездна смысла, короче, и это так, в двух словах.
В общем, Пастуро, конечно, рулит, но в своем европейском поле, о чем, правда, честно оговаривается в предисловии, и в любом случае, ужасно благодарна ему за такой обобщающий труд.