Previous Next

​​«Домашние» змеи минойцев

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Змеи играли большую роль в религиозном культе минойцев. Скульптурное изображение «Богиня со змеями» является чуть ли не самым узнаваемым символом Кноссоса. Но сегодня я хочу рассказать про интересную штуку, нашедшую отражение в повседневной символике.

Во многих древних культурах змея часто ассоциируется с перерождением, возобновлением жизни, потому что она периодически сбрасывает кожу. Подобная вера существовала и у древних месопотамцев и семитов, а также в индуистской мифологии. Пеласгический миф о творении упоминает великого змея Орифона, ставшего прародителем всего сущего. Также змеи — существа, несомненно, хтонические, связанные с «нижним миром», миром мертвых. Например, в древнем Египте в виде женщины со змеиной головой предстает богиня Меритсегер, богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц.
Однако археологические находки на Крите говорят нам, что в минойской религии змея занимала несколько другое положение и скорее была защитницей дома, как это позже проявляется и в греческой религии. Артур Эванс в 1930 годы находит в Кноссосе так называемые «snake tubes», цилиндры с прикрепленными к ним чашечками-поильниками, предназначавшиеся скорее всего для кормления змей-покровительниц домашнего очага. Подобные артефакты встречаются и в других критских святилищах.
В той же «змеиной комнате» Эванс находит трипод, небольшой столик на трех ногах, служивший, видимо, для тех же целей. Подобную чашу для кормления змей сладким напитком позже описывает Элиан виденной в одном из египетских городов, где обитал гигантский священный змей.
Третий вид змеиных сосудов похож на пчелиные соты, и Эванс предполагал, что благодаря им змеи могли кормиться медом и личинками пчел. Любовь священных змей к сотам упоминается и в сюжете о пещере оракула Трофония, где, кстати, была статуя, тоже якобы созданная Дедалом. Чтобы умилостивить двух охраняющих вход в пещеру змей им по преданию бросали соты. Также мы знаем о священной змее Афины в Парфеноне, которую называли хранительницей дома и кормили медовыми сотами. У Диодора Сицилийсокго мы встречаем упоминание о том, что для храма Афродиты в Эриксе Дедал создал золотые соты, не отличимые от настоящих.
А теперь давайте вспомним всем знакомую чашу со змеей, знаменитый знак медицины, красующийся на аптеках и прочих медицинских учреждениях. Теорий его происхождения много, но в качестве источников образа чаще всего упоминают кадуцей и посох Асклепия. Интересно, что по одной из версий древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий, шёл, опираясь на посох, в Кноссос ко двору царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту чудо-травку и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Дочь Асклепия Гигею, также богиню здоровья, изображали кормящей змею из чаши.
В общем, тут как всегда «критский след» налицо, и хотя трансформации змеиных образов в мировой культуре весьма причудливы, в них можно угадать и древнейшие доисторические праобразы.
P.S. На фото в альбоме помимо минойских сосудов:  чаша со змеей перед павильоном «Ветеринария» на ВДНХ, древнегреческий рельеф, изображающий Асклепия и Гигею, и последнее - Гигея в исполнении Густава Климта, которую можно найти на потолочной росписи Венского Университета как часть большой картины «Медицина». Богиня со змеями в стиле "венский модерн".

О проекте KnossosLab

KnossosLab - это проект Евгении Козловской о минойском Крите и о крито-микенской цивилизации.

telegramKnossosLab в Телеграм

Чем помочь?

Вы можете принять участие в заполнении базы!

  • Сделать перевод статей
  • Прислать ссылки на редкие материалы
  • Написать эксклюзивный материал в одну из рубрик

Подписаться на рассылку

Ежемесячная рассылка новостей

KnossosLab - сама полня база знаний о цивилизации минойского Крита на русском языке.

© KnossosLab 2023. Все права защищены

Search