Как и следует из названия, статья очень узкоспециализированная, но оттого не менее интересная, поскольку, как и вся археологическая информация о минойском Крите, позволяет нам чуть глубже проникнуть в этот древний мир, чуть лучше представить, как и чем он жил.
Библиографические данные: Кожин П.М. Кносские колесницы // Археология Старого и Нового Света. М., 1966. С. 76-81
Ссылка для скачивания: https://yadi.sk/i/IajSdvKp3PiyKD
Полный текст статьи
Кожин П.М. Кносские колесницы
К середине II тысячелетия до н. э. на значительных территориях Евразии распространился новый вид вооружения. Это была легкая боевая колесница. В нее впрягалась пара лошадей. Запряжка была дышловой.1) Долгое время считалось, что ее создали и повсеместно распространили племена индоевропейцев. Однако теперь, когда прародина индоевропейцев все более определенно локализуется в Европе, а территория, на которой возникли легкие колесницы, связывается с областями, прилегающими к Месопотамии с севера, в решении проблемы о создателях колесниц возникают новые трудности.2)
Основным источником для изучения древнейших колесниц долгое время служили лишь профильные изображения3) на рельефах, росписях и других видах изобразительного искусства. Письменные сведения ограничивались лишь подробным описанием у Гомера4) и упоминаниями в гимнах Ригведы.5)
Малочисленность и специфичность источников создавали большие трудности в изучении колесниц. Поэтому находки А. Эванса в Кноссе6) сразу привлекли внимание. В 1900 г. в так называемом помещении колесничных [76] таблиц была обнаружена одна большая серия текстов.7) В 1904 г. в «Арсенале» были найдены другие серии.8) Однако в течение 50 лет, прошедших со времени находки до расшифровки линейной письменности В, к которой принадлежат эти уникальные по своему характеру тексты, для изучения конструкции колесниц могли быть использованы лишь сопровождающие их идеограммы. Они представляют собой профильные изображения колесниц. Ценность этих лаконичных рисунков заключалась прежде всего в том, что они сделаны писцами-профессионалами, хорошо знакомыми с конструкцией и применением колесниц.
После расшифровки линейной письменности В значение большинства терминов, применявшихся в колесничных таблицах, стало предметом длительной дискуссии.9)
В колесничных архивах Кносса, состоящих из нескольких десятков таблиц и их фрагментов,10) встречены тексты двух основных разновидностей. Первая — документы, фиксирующие выдачи колесничного снаряжения. Это таблицы, включенные Беннетом в серию Sc. Они сопровождаются идеограммой 240 по таблице М. Вентриса,11) изображающей полностью собранную колесницу с колесами.12) Вторая — инвентарные записи, служившие для учета колесниц и проверки их состояния. Они распадаются на две основные группы. К одной относятся тексты серий Sd и Se с идеограммой 241 по Вентрису,13) изображающей полностью собранную колесницу, но без колес. К другой — тексты серий Sf и Sg с идеограммой [77] 242, изображающей кузов с дышлом.14) К этой же разновидности примыкают инвентари колесничных колес (серия So), обнаруженные также и в пилосском архиве (серия Sа и Sn 01)15) (рис. 1).
Исследование обеих разновидностей текстов связано с рядом трудностей. Прежде всего, документы представляют собой лишь предварительную отчетность.16) Итоговые цифры отсутствуют. В документах серии Sc упоминаются только имена колесничих. Остальные данные заключаются преимущественно в идеограммах и цифрах. Поэтому сколь ни важны эти документы для выяснения социальных отношений и изучения экономического и правового положения класса e-qe-ta — колесничих,17) в их исследовании невозможно пока продвинуться далее выводов, сделанных Вебстером18) на основании анализа соответствующих документов ближневосточных архивов.
Значительно большую информацию можно извлечь из инвентарей. Несмотря на их фрагментарность, частое отсутствие числовых обозначений и идеограмм, эти документы могут служить сравнительно надежной опорой при изучении отдельных частей колесниц и их специфических особенностей: кносские колесницы по конструкции значительно отличались от прочих ближневосточных колесниц.
Изучение колесниц материковой и островной Греции по изображениям на вазах, геммах, фреске дворца в Тиринфе и др.19) позволяет выделить в них следующие две особенности: 1) кузов у этих колесниц представляет собой высокую четырехугольную коробку, снабженную съемным полукруглым приспособлением сзади, 2) дышло состоит из двух частей (верхнее и нижнее дышло, по Шахермайру): прямой верхней и резко изогнутой нижней, соединенных, как полагают, переплетенными ремнями. Особенностью микенских колесниц следует считать также применение колес исключительно с четырьмя спицами.20) На одновременно существовавших [78] колесницах хеттов и египтян колеса имели уже шесть и даже восемь спиц.21)
Перечисленные особенности, четко отразившиеся в идеограммах таблиц, выделяют колесницы микенской Греции в особый тип, не имеющий полных и даже достаточно близких аналогий в колесницах Египта и Ближнего Востока. Есть основания считать его древнейшим из известных до сих пор локальных типов колесниц, развившимся в пределах микенской цивилизации и погибшим вместе с нею. Сложение этого типа на месте подтверждается и тем, что на изображениях древнейших греческих колесниц на надгробиях шахтовых гробниц круга А в Микенах еще отсутствуют перечисленные выше особенности конструкции.
Возникновение особой формы дышла до сих пор не получило в литературе никакого объяснения. Однако большинство авторов отмечает те значительные трудности, которые создавал для езды на колесницах пересеченный рельеф местности в Греции и на Крите.22) В условиях подобного рельефа увеличивается опасность поломки дышла на спусках и подъемах, а также возникает вибрация дышла, тревожащая лошадей и затрудняющая управление ими.23) Можно полагать, что для предупреждения этого была необходима упругая конструкция дышла.
Однако конструктивные особенности, четко отраженные в идеограммах таблиц, по мнению большинства исследователей, не выражены в текстах инвентарей. Попытки Вентриса и Фурумарка24) выявить в текстах обозначение для ярма, дышла и других основных частей не нашли поддержки у последующих исследователей. Значение терминов преимущественно стало определяться посредством подыскания созвучных греческих слов.25) Причем априорно считается, что смысл терминов оставался неизменным от микенского до классического периода. В опасности такого фонетического направления можно легко убедиться хотя бы на том примере, что само обозначение колесницы за этот период переменилось. Если в кносских текстах постоянно применяется термин i-qi-ta,26) то уже с гомеровского времени колесницу обозначали только словом αρμα. Название же афинского класса «всадников» (ιππεις), как убедительно доказал С.Я. Лурье, [79] первоначально обозначало «колесничих» и восходило к микенскому e-qe-ta.27)
Возможности для интерпретации кносских колесничных таблиц пока еще далеко не исчерпаны. До сих пор не исследована формула, по которой велась инвентаризация. Общее количество колесниц определяется очень приблизительно. Причем нельзя быть полностью уверенным, что специалисты на основе данных предварительного подсчета некоторые колесницы не включают в общий итог дважды. И, наконец, что еще более важно, не выяснено место производства колесниц. Лишь в одном документе указан Фест,28) но является ли он местом изготовления колесниц или только пунктом, где они могли находиться, — пока не ясно. Колесничные тексты найдены только в Кноссе. Причем в Кносском архиве представлены документы, отражающие разную степень готовности колесниц, а также документы об их выдаче колесничим. Не служит ли это косвенным указанием на изготовление колесниц здесь же на месте? Тем более, что Крит был крупнейшим ремесленным центром и поставщиком лучших изделий для материка в микенское время.29)
Неясность в вопросе о времени возникновения локального типа кносских колесниц затрудняет решение проблемы о времени распространения колесниц в Средней Европе. Наскальные изображения Средней и Северной Европы создают достаточно определенное представление о типе бытовавших здесь колесниц. Это колесницы с простым дышлом. В таком случае сложной конструкцией дышла кносских колесниц определяется поздний хронологический предел для проникновения колесниц в Среднюю Европу. Все известные изображения Средней и Северной Европы, вплоть до раннежелезного века,30) представляют тип колесницы с колесами, имеющими четыре спицы, и простым дышлом, подобную изображенным на рельефах из микенских шахтовых гробниц круга А. Очевидно, этот тип колесниц воспроизводился в виде моделей, имевших вотивное назначение. От них сохранились, правда, лишь модели колес с четырьмя спицами, широко распространенные в памятниках бронзового века Средней Европы.31)
Можно признать вслед за Э. Анати,32) что распространение колесниц по Европе шло в основном по линии так называемого янтарного пути, картографированного X. де Наварро.
Однако колесницы не были первым и единственным видом колесного транспорта, известным в Средней Европе. Начиная с рубежа III и II тысячелетий до н.э., в венгерских могильниках появляются вотивные глиняные модели колесных повозок.33) Это двухосные повозки с большим четырехугольным кузовом в виде ящика, несколько расширяющегося кверху. [80] Колеса их представляют собой массивные глиняные кружки с выступающей в обе стороны втулкой. Такие модельки сплошных колес воспроизводили типичные деревянные колеса для повозок с бычьей упряжкой, известные уже по находкам в царском могильнике в Уре, а также по многочисленным изображениям.34) Несомненно, что этот тип повозки, длительное время существовавший в Средней Европе, оказал влияние на проникшие сюда поздние колесницы, благодаря чему появляются двухосные повозки с четырьмя колесами со спицами с лошадиной запряжкой, распространение которых фиксируется по наскальным изображениям. Эта повозка смешанной конструкции вытесняет из употребления в культовых целях медленно движущиеся бычьи запряжки35) и кладет начало развитию большой серии «священных колесниц»,36) применение которых упоминается Тацитом.37)
Рис. 1. Идеограммы кносских колесничных таблиц.
1a, б — серия Sc; 2а-г — серия Sd и Se (а, б — типичные, в — Sd 0402; г — Sd 0412);
3 — идеограмма серий St и Sg; 4а, б — идеограммы колес.
1) Обобщающих исследований о колесницах нет. Статья Ю. Смоляна является лишь предварительным опытом в этом направлении, что отмечено даже в специальном редакционном примечании к ней (I. Smоlian. Studien zur Entstehung und Ausbreitung des Wagens. — Ethnographisch-archaologijsche Forschungen., Jg. 5, H. 1. Berlin, 1964). Для данной темы наибольшее значение представляют работы F. Наncаr. Das Pferd in prahistorischer und früher historischer Zeit. Wien-Munchen, 1955; F. Schachermeyer. Streitwagen und Streitwagenbild ün Alten Orient und bei den mykenischen Griechen. — Anthropos, Bd. 46, H. 5-6; 1951; I. К. Andеrsоn. Ancient Greek Horsemanship. — University of California Press. Berkeley – Los Angeles, 1961 (введение). Более ранняя сводка с библиографией — в статьях Е. Вале, П. Томпсона, Е. Унгера под общим заголовком «Повозка» («Reallexikon der Vorgeschichte», Hrsg. von M. Ebert, Bd. 14. Berlin, 1929, стр. 231-243).
2) A. Kammenhuber. Hippologia hethitica. Wiesbaden, 1961, стр. 24-25. Последние сводные обзоры о прародине индоевропейцев имеются в работах: Б.В. Горнунг. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. М., 1963; он же. К вопросу об образовании индоевропейской языковой общности, М., 1964.
3) Изображения колесниц в анфас появляются очень поздно. В греческой чернофигурной вазовой живописи они известны лишь с VI в. до н.э.
4) «Илиада», V, 722-731 и др.; М. Lеjеune. Essais de philologie mycenienne. — Revue de philologie, t. XXIX, fasc. 2. Paris, 1955, стр. 154-156; греческая терминология, относящаяся к конструкции колесниц по данным Поллукса и Гезихия, дана у И. Венедикова («Тракийската колесница». София, 1960, стр. 83-96, табл. 98).
5) Stuаrt-Piggоtt. Prehistoric India. Harmontbworth, 1950, стр. 259, рис. 32.
6) A. Evans. Palace of Minos, vol. IV. London, 1935, стр. 593.
7) Подробное описание условий находок с привлечением дневниковых данных Д. Маккензи см.: L.R. Palmer. The Find-Places of the Knossos Tablets. — On the Knossos Tablets. Oxford, 1963, стр. 72-78.
8) Там же, стр. 157-162.
9) Р. Merriggi. Minoico Ве greco? — Minos, vol. III. Salamanka, 1954, стр. 71-81; A. Furumark. Agaische Texte in Griechischer Sprache. — Eranos, 1954, vol. LII, fasc. 1-2, стр. 54-59; M. Ventris, J. Chadwick. Documents in Mycenaean Greek. Cambridge, 1956, стр. 361 и сл.; Р. Chantraine. Termes myceniens re-latifs aux chars. — Minos, vol. IV, 1956, стр. 50-65; С.Я. Лурье. Язык и культура микенской Греции. М.–Л., 1957, стр. 333-334, 373, 374; J. Сhadwiсk, L. Ваumbасh. The Mycenaean Greek Vocabulary. — Glotta, Bd. 41, H. 3-4. Gottingen, 1963, стр. 157-271.
10) Основную публикацию прорисей и фотографий таблиц см.: А.J. Еvans. Scripta Minoa II. London, 1952.
11) «Minos», vol. IV, стр. 5; к серии Sc относятся таблицы 217-227, 229-266, 1644, 1651, 5046, 5057-5062, 5065-5073, 5083-5087, 5136, 5170.
12) Еще до расшифровки текстов их общую оценку дал И. Сундвалл (J. Sundwall. Die Knossischen Wageninventare. — Studies Presented to David M. Robinson, vol. I. Washington, 1951.
13) «Minos», vol. IV, стр. 5; сюда относятся таблицы: серия Sd 0401-0409, 0412, 0413, 0415, 0416, 0422, 0450, 0468, 0483, 0491, 5814, 6066 и серия Se 879-883, 890-893, 1006-1008, 1028, 1042, 1053.
14) Таблицы серий Sf 0418-0421, 0424, 0426-0428, 0471, 5106 и Sg 884-889, 890 bis, 0423, 0425.
15) Несколько новых транслитераций таблиц, пополняющих пилосскую серию Sa, см.: М. Lang. The Palace of Nestor Excavations of 1958. — AJA, vol. 63, № 2, 1958, стр. 130-131. Интерпретацию некоторых новых текстов см.: С. Мi1аni. Sur les textes de Pylos 1957. — Athenaeum, vol. XLVI, 1958, № 4, стр. 401-404.
16) Документы написаны на табличках в форме «пальмового листа», служивших исключительно для предварительной отчетности. Для итоговых документов применялись таблицы в форме страницы.
17) Большинство исследователей понимают термин e-qe-ta как «колесничий». Попытка Карателли (I. Pugliese Carratelli. Eqeta. — Minoica. Festschrift zum 80. Geburtstag von J. Sundwall. Berlin, 1958, стр. 319-325) объяснить этот термин как обозначение жреческой должности совершенно не убедительна (J. Chadwick, L. Ваumbаоh. Указ. соч.).
18) Т.В.L. Webster. From Mycenae to Homer. New York, 1959, стр. 11-14, 20, 105. Ошибочные положения Вебстера происходят из-за модернизации общественного строя микенской Греции. Он, как и Палмер, оценивает его как феодальный. Критику положений этих исследователей см.: Я.А. Ленцман. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963, стр. 120-121; С.Я. Лурье. Рец. на кн.: L.R. Ра1mer. My enaeans and Minoans, Aegean Prehistory in the Light of the Linear В Tablets. London, 1961. — ВДИ, 1964, № 2, стр. 178-179; Е. Risсh. L'Interpretation de la serie des tablettes carracterisees par la mot О-KA. — Athenaeum, vol. XLVI, 1958, № 4, стр. 349-359.
19) Изображения и описания колесниц см.: F. Sсhасhеrmеуеr. Указ. соч; М. Ventris, J. Chadwick. Указ. соч., стр. 361; I.L. Веnson. Observations on Mycenai an Vase-Painters. — AJA, vol. 65, № 4,1961, стр. 337-347; F. Sсhachermeyr. Forschungsbericht fiber die Ausgrabungen und Neufunde zur agaischen Fruzeit 1957—1960. — AA, 1961, стр. 367-370, рис. 88 а, b; «Corpus Vasorum Antiquorum. Cyprus Museum». By V. Karageorghis. Nicosia, 1963, fasc. 1, VI, 3, 4; VII, 1; VIII, 1-4 и стр. 7.
20) Только колеса с четырьмя спицами представлены в качестве идеограмм, а также в знаках силлабария ka и qe. В связи с этим вряд ли правомерно сопоставлять знак в виде диска с шестью отверстиями, 17 раз зафиксированный в тексте надписи на фестском диске, со знаком ke, как это делают Эфрон и Швартн (В. Schwartz. The Phaistos Disc. — Journal of Near Eastern Studies, vol. XIII, № 2-3, стр. 105-112, 222-226; он жe. Notes and after thought on the Phaistos Disk Solution.— Там же, стр. 227-228; H. D. Ephron. Hygieia Tharso and laon: The Phaistos Disk. — Harvard Studies in Classical Philology, vol. 66. Cambridge, 1962, рис. 1.
21) F. Studniczka. Der Rennwagen im syrisch-phonikischen Gebiet. — Jahrbuch der Deutschen Archaologischen Institut, Bd. XXII (1907). Berlin, 1908.
22) Д. Пендлбери. Археология Крита. М., 1950, стр. 287; S.H. Young. Greek Roads in South Attica. — Antiquity, 1956, № 118, стр. 94.
23) С.П. Урусов. Книга о лошади, т. III-IV. СПб., 1902, стр. 1143-1144, 1211.
24) М. Ventris, I. Chadwick. Указ. соч., стр. 361-375; A. Furumark. Указ. соч., стр. 56-59.
25) Достаточно указать a-ni-ja — ήνια — «вожжи»; o-po-ko οποπον — «налобник» (для лошади); zo-ve-jo i-qo-e-qe — «деревянный конь» (украшение для лошади) (С.Я. Лурье. Язык и культура…, стр. 313-314) и особенно загадочное слово о-ра, получившее наибольшее количество интерпретаций, из которых предложенная В. Георгиевым («Словарь крито-микенских надписей». София, 1955) трактовка в форме ορπα — «серп» является самой простой. Впрочем, она основана на недоразумении. Серпы или косы не применялись на колесницах II тысячелетия. Не известен был и метод сражения колесничным строем. Серпы или косы появляются на колесницах ассирийцев, от которых их заимствуют персы во времена Кира. У персов с ними познакомился Ксенофонт (Анабазис, I, VIII, 10; Киропедия, VI, I, 27-30, 50; VIII, I, 28). Не трудно заметить, что перечисленные выше слова по смыслу не соответствуют «идеограммам и историко-археологическим фактам» (С.Я. Лурье. Язык и культура..., стр. 9), а тем более практическим целям, преследовавшимся этой системой документации. Каждый предмет, внесенный в инвентари, являлся единицей учета. Однако ни для «налобников», ни для «деревянных коней» мы не располагаем цифрами, указывающими на их количество.
26) Sd 0401, 0403 и т.д.; Р. Сhantraine. Указ. соч.
27) С.Я. Лурье. Язык и культура…, стр. 329, 330, 339-344; С. Callavоtti. Le nom du cheval et les labivelaires en Mycenien. — Athenaeum, vol. XLVI, 1958, № 4, стр. 369-382.
28) Sd 0413.
29) С.Я. Лурье. Рец. на кн.: L.R. Palmer. Mycenaeans and Minoans.... стр. 180-181.
30) E. Anati. Bronze Age Chariot from Europe. — PPS, vol. XXVI, fig. 6, 7, 11, 12, 16, стр. 52, 58, 59, 61, 62; он же. Bagnolo Stele: A New Approach to Prehistoric Religion. — Archaeology, vol. 17, N 3, 1964; F. Felgenhauer. Eine hallstattische Wagendarstellung aus Rabensburg, N.–O. — MAG, Bd. 92, 1962, стр. 93-111.
31) К. Тihelka. Nejstarsi hlinené napodobeniny ctyrramennych kol na uzemi CSR. — PA, vol. 45, Praha, 1954, стр. 219-223; А. Тóčik. Opevnena osada z doby bronzovej vo Veselom. — Archaeologia slovaca fontes, t. V. Bratislava, 1964, стр. 43-44; S. Fоltinу. The Oldest Representations of Wheeled Vehicles in Central and Southeastern Europe. — AJA, vol. 63, № 1, 1958, стр. 53-58; Н. Geisler. Bruchstuck eins bronzezeitlichen Tonrades von Schoneberg, Kr. Andermunde. — Ausgrabungen und Funde, 1964, Bd. 9, H. 3, стр. 140-143.
32) E. Anati. Bronze Age Chariot…, стр. 63.
33) I. Воna. Clay Models of Bronze Age Wagons and Wheels in the Middle Danube Basin. — A Arch, t. XII. Budapest, 1960, стр. 83-111.
34) Р. Amiet. La glyptique mesopotamienne archaique. Paris, 1961, N 1215, 1217, 1260 и др.; A. Parrot. Sumer. Munchen, 1960, рис. 126, 175 и др.; «History of Technology». Ed. Ch. Singer, E.I. Holmyard, A.R. Hall, vol. I. Oxford, 1956, стр. 210.
35) Распространение повозок и колесниц в большей части Европы тесно связано с началом дорожного строительства, ибо значительные территории были труднопроходимы для колесного транспорта и особенно для упряжных лошадей. Примитивные формы упряжки сильно ограничивали тягловые возможности лошадей, поэтому бычья запряжка продолжала широко применяться в быту (R. Mielke. Das Pfluggespann. — Festschrift Eduard Hahn zum LX. Geburtstag. Stuttgart, 1917, стр. 190-208; Г. Кларк. Доисторическая Европа. M., 1951, стр. 300, 308).
36) I. Smоlian. Vehicula religiosa. — Numen, vol. 10, fasc. 3, Leiden, 1963, стр. 202-227; H. Mötefindt. Der Wagen im nordischen Kulturkreise zur vorund frühgeschichtlichen Zeit. — Festschrift Eduard Hahn zum LX. Geburtstag, стр. 219-240; A. S. Ingstad. Votivfunnene i nordisk bronzealder.— Viking, Bd. XXV, Oslo, 1961, стр. 23-49. Примечательна разница в трактовке колесниц на ближневосточных и греческих изображениях, где колесницы всегда даются в профиль по сравнению со средне- и североевропейскими. Среди последних преобладают изображения в плане, что свидетельствует, с одной стороны, о значительной разнице в графических навыках, а с другой — о том, что древние европейские художники воспринимали колесницу как абстрактный символ. Возможно, что колесницы, изображенные в плане, обозначали движение светил и созвездий, с которыми ассоциировало повозки древнее население Европы.
37) Германия, 40. В Греции, где колесницы сравнительно рано выходят из практического употребления, сохраняя свое значение лишь в спортивных состязаниях, модельки колес жертвуют божествам еще и в VI в. до н.э. (L.H. Yefferу. The Local Scripts of Archaic Greece. Oxford, 1961, табл. 15, 17 и стр. 403; табл. 67, 13 и стр. 415).